Прочитай, может подойдет) В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью. Само название рассказа “Матренин двор” можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово “двор” может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае можно сказать, что слово “двор” акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора. В третьем случае “двор” символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене. В каждом из приведенных выше значений слова “двор” заключен тот трагизм, который присущ образу жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик. Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей однажды задуматься о справедливости и правильном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. “Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие”. Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова “двор” и каждое из них отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность “живого двора”, который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены. Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев. Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл. “Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)”. Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать. “И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок”. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село”. Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности. Матрена — это противопоставление тому окружению, которое в рассказе Солженицына выражено через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.
Первая книга в жизни каждого человека появляется в раннем детстве, когда родители читают сказки, стихи, рассказы. Именно с того момента ребенок начинает осознавать всю красоту письменности. Первой прочитанной книгой обычно становится и сама сказка, которую мы слышали, но еще не умели читать. На данном этапе формируется восприятие и заинтересованность. Первые книги появлялись в устной форме, их содержание передавался из поколения в поколение. Потом книги начали вырезать на камнях, деревянных дощечках... Позже появились письменные книги. Они были очень дорогие, и позволить себе купить такую книгу мог не каждый. В Советском Союзе, чтобы купить книгу, надо было сначала сдать некоторое количество макулатуры, получить справку о сдаче и только после этого вам смогли бы продать какую-то книгу, правда книги стоили копейки и позволить их себе мог каждый. На сегодняшний день - книга неотъемлемая часть жизни почти каждого человека. Она открывает окно в новый яркий и неизведанный мир. Мы живем в век компьютерных технологий, где найти книгу можно в электронном варианте и во многих случаях - бесплатно. На полках книжных магазинов есть большой выбор, как русской, так и иностранной литературы и она доступна каждому без исключения. Книга - настоящая сокровищница мудрости. Читая книги, мы обогащаем свой внутренний мир, словарный запас, таким образом, мы становимся намного интереснее, как для самого себя, так и для окружающих. Книги принятию правильных решений во многих ситуациях. Смотря на различных героев книг, мы узнаем самих себя, таким образом, мы учимся на чужих ошибках и в будущем можем обойти их. По моему мнению, каждый человек должен прочитать хотя бы одну действительно интересную ей книгу, чтобы действительно попробовать ее вкус. И никогда не надо останавливаться в чтении, ведь тогда с Вами станет даже не интересно общаться, потому что у человека, который не читает книги - обделенная красотой язык, сухая, не живописная. Разными путями идет читатель до любимых книг. Аж самого детства и до взрослого возраста его сопровождают книги, в которых есть место для чувств, воображения, понимания призвания, осмыслению жизни и для открытия собственных мыслей. Каждая книга учит, развлекает, меняет привычки и характер, определяет цель и вызывает бурные страсти. Книга учит, как в мире жить.
В данном рассказе мне понравился постановка сюжета. Автор создал такую сцену , где все критикуют друг -друга ,и все присутствующие в рассказе являются критиками. Еще мне понравилось описание главных героев, буквально одним словом. Дед и внук имеют между собой теплые отношение, а взрослые просто не уважают старика. Автор хорошо подчеркнул теплое отношение внука и деда. Они ходят в кино часто , при -том билеты достаются деду по высокой цене. И он несмотря на большую затрату из пенсии , любит проводить время с внуком. Авторский текст краток и напоминает ремарки. Речь деревенских жителей простая , содержит речевой ошибки .Шукшин описывает жителей Алтайской деревни, откуда и сам родом. Особые диалекты , придают легкую усмешку , из-за чего хочется все читать и читать. Мне особенно в сюжете понравилось столкновение характеров, выявляющий слабые стороны характеров. В концовке, благодаря полицейскому , мы узнаем имя и год рождение деда . Думаю , это очень хорошо -придуманный чтобы выявить личность героя.
В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Само название рассказа “Матренин двор” можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово “двор” может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае можно сказать, что слово “двор” акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрены, самого Матрениного хозяйственного двора. В третьем случае “двор” символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.
В каждом из приведенных выше значений слова “двор” заключен тот трагизм, который присущ образу жизни каждой женщины, похожей на Матрену. Но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик. Здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей однажды задуматься о справедливости и правильном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях страх за себя, свою жизнь, а судьба других мало их волнует. “Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие”.
Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова “двор” и каждое из них отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность “живого двора”, который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.
Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев. Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл. “Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)”.
Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которые можно было ожидать. “И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок”. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село”. Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности.
Матрена — это противопоставление тому окружению, которое в рассказе Солженицына выражено через злобу, зависть и стяжательство людей. Своим образом жизни Матрена доказала, что любой, кто существует в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.