Я прочитал рассказы И.С.Тургенева «Муму», «Бирюк». В этих произведениях автор пытается постичь человеческую натуру, его характер, душу, восприятие окружающего мира, его взаимоотношения с другими людьми.
В рассказе «Муму» И.С.Тургенев изображает главного героя – Герасима- человеком угрюмым, немым, нелюдимым, но он такой, какой есть, и окружающие должны принимать его таким. Но люди часто критически относятся к таким, как Герасим: видя в нем в первую очередь физический недостаток (глухонемой), они не замечают его большого сердца, не знают, что заработанные деньги Герасим тратит на девочку-сиротку. Когда Герасим взял под опеку маленькую собачку, челядь во главе с барыней совершенно не поняли этот благородный поступок, решили лишить Герасима единственной радости души.
Жестокость барыни, её привычка издеваться над людьми сделала несчастной и Татьяну. Бедная девушка, совсем молодая, добрая, очень скромная оказалась игрушкой в руках бессердечной барыни и дворецкого Гаврилы (который воспользовался случаем, чтобы насолить Герасиму). В том эпизоде, когда Татьяна вынуждена уехать в деревню со спившимся Капитоном, мне хотелось плакать, еще больше щемило сердце, когда Герасим (внешне очень спокойный, а внутри глубоко переживающий расставание с возлюбленной) подарил Татьяне «на память красный бумажный платок, купленный им для неё же с год тому назад».
В рассказе «Бирюк» мы узнаём, что в Орловской губернии бирюком называют человека угрюмого и одинокого. Главный герой – лесник Фома Кузьмич – человек ответственный, добрый, любящий свою семью, остался без жены (она сбежала с прохожим мещанином) и с двумя детьми на руках. Он хорошо следит за хозяйством – лесом – не разрешает воровать, его все боятся, сочиняют байки про его жестокость. А на самом деле лесник умеет сочувствовать, любить по-настоящему, что доказывает нам описанный автором эпизод с мужиком, незаконно пилившим дерево в лесу. Фома Кузьмич суров только внешне.
И в этом произведении герой - человек скромный, молчаливый, нелюдимый, и тоже непонятый обществом, людьми узкомыслящими и толстолобыми. Автор подводит нас к мысли о том, что людей скромных, тихих, неболтливых, окружающие не понимают, боятся, а вследствие этого – ведут себя антигуманно: врут, собирают сплетни.
И.С.Тургенев подчеркивает, что человек – сложное создание, не похожее на других. Каждый человек - личность. Гуманистическая позиция писателя отражается в каждом его произведении: все люди равны, несмотря на их физическое состояние, положение в обществе. Мне очень хочется, чтобы все люди уважали друг друга, чтобы не было униженных, а было бы взаимопонимание в обществе.
Литературные прототипы обнаружить сложнее — так конкретна и в то же время неуловимо-узнаваема героиня. Исследователи, как правило, сравнивают ее с другой чеховской героиней — Душечкой, отмечая сходство имен и разность природы. Портрет П. — почти шарж, почти пародия. Но за этим «почти», как и в «Душечке», — драма. В образе П. писатель продолжает художественное исследование особого, достаточно пестро и разнообразно им представленного женского типа, на одном полюсе которого созданные в откровенно пародийном духе «дамочки»: Наталья Михайловна из рассказа «Длинный язык», которая сама на себя «донесла», развлекая мужа рассказами о крымском отдыхе («Даже во время… в самых патетических местах я ему говорила: «А все-таки ты не должен забывать, что ты только татарин, а я жена статского советника!»), или болтливая жена Шипучина из водевиля «Юбилей». На другом полюсе — череда порочно-влекущих, неотвратимо-притягательных, пронзительно-женственных героинь: Ариадна («Ариадна»), Нюта («Володя»), Ольга Ивановна («Доктор»), Сусанна («Тина»). В этих образах просматривается принципиальная для творчества Чехова тема женской «инакости», непонятной и враждебной мужской и мужественной природе, вызывающей подчас почти физическое отвращение, признаки которого обнаруживаются уже в раннем юмористическом рассказе «Мои жены: Письмо в редакцию Рауля Синяя борода». Этот женский тип трудноопределим, но среди его непременных свойств — неуловимая под-ловатость, легкая, без особой необходимости лживость, хищная намертво привязывать к себе сложным чувством, сочетающим любовь и ненависть. Такая героиня никогда никого не любит. П. близка этой «породе». По словам Л.Н.Толстого, и после смерти мужа, которого так горько оплакивает в финале со словами: «Прозевала!», она будет вести себя так же. Но П. — существо глубоко несчастное. При явной поверхностности, эгоистичности, она лишена корыстолюбия, в ней нет мелкой расчетливости. П. — насколько умеет — искренне любит мужа, врача Дымова. Но в ее системе ценностей такой человек — добрый, добросовестный, честный, занимающийся скучным, обыденным трудом, — безнадежно проигрывает в ярком мире артистов и писателей. П., сама не лишенная художественных влюблена в атмосферу этого мира, она не только дружит с его выходцами, но и немного музицирует, пишет красками, играет на сцене. В грустные минуты она горюет о недостатке подлинности своей натуры. Вернувшись после «падения» (путешествия по Волге с Рябовским), она переживает одну из таких минут, испытывая стыд и боль. И после смерти мужа, заразившегося от больного дифтеритом, она плачет не потому, что «не на того поставила», не потому, что «прозрела», а потому, что с новой, обостренной болью ощущает свою никчемность и — конечность.