Читательский дневник пытаетесь заполнить? П остников – солдат подполковник Свиньин офицер Миллер Ночью часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет. Проблема нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием” ( “Чтоб в человеке человеческое торжествовало…” Н.С.Лесков ).
Лесков повествует о рядовом Постникове- простом русском герое, получивший наказание “на теле” потому, что утопающего в Неве. Фантасмагория “ замундированной империи” Николая первого раскрывалась в проступке часового, покинувшего свой пост у Зимнего дворца ради человека. Все озабочены больше всего тем, чтобы наградить за утопающего случайного офицера, проезжавшего в тот момент по набережной, и скрыть действительного “виновника” происшедшего. И каждый получает свое: офицер- орден, а рядовой Постников двести розог. Даже сам владыка ,в котором читатели узнали Филарета- автора манифеста об освобождении крестьян, ничего не мог возразить против этого- наоборот, выразил полное согласие с решением подполковника Свиньина, приказавшего выпороть рядового, хотя батальонный командир чувствовал некоторое смущение от неожиданного конца всего дела. Ведь рядовой Постников “понимал, что жизнь другому человеку, он губит самого себя… Лесков показывает, что армейское начальство – это «мертвые» люди. Вся их жизнь подчинена присяге. Для них она дороже живых людей. Редкое исключение составляют такие офицеры, как Миллер. Но их не любят и ругают за «гуманизм». Армейская жизнь пронизана несправедливостью, черствостью и злом.
Стихотворение сразу настраивает на что-то грустное. Смотрите 1-ю строчку: Шум ливня воСКреШает По углам: мало того, что сами звуки ливня – глухие, не «сонорные» , так ещё и само стих-е начинается с шипящего звука. Смотрим, что выхватывает взгляд поэта из сгущающихся сумерек: букет, гаснущий в пыли (это явно букет, преподнесённый на свидании героине стих-я. И что? Его бросили/уронили в угол, в пыль (пыль должна показать случайность, убогость, временность, неуют пристанища для любовной встречи. Явный диссонанс. ) Далее, после букета: вечер сутки не просто делит, а режет на нули (значение «режет» дают нам ножницы) , т. е. опять подчёркивается неудачность свидания, или его ненужность, случайность. Глагол «сужает» - значение некоего давления, насилия. Гитара – возможно, центральный символ стих-я, т. к. объединяет предметы обстановки и героиню. С гитарой сходен циферблат, на гитару смотрит женщина, на гитарный гриф похож пучок её волос. Причём сама гитара звуков не издаёт, но их может издать женщина, если к ней прикоснуться (как к музыкальному инструменту) : печаль зазвучит, ничего не извлечь. Далее: женщина разглаживает шаль: характерный жест нерешительности, волнения, незнания, что сказать или сделать. До конца стих-я неизвестно, прикоснётся ли герой к этой ни разу не названной женщине; Б. употребляет причастный оборот «задержавшая на гитаре взгляд» . Кстати, задержавшая взгляд, т. е. оттягивающая момент взглянуть в глаза герою. Смотрит в сторону, разглаживает шаль – почему? Предыстория отношений непонятна. Вариантов несколько: 1) случайное знакомство, чуть ли не с публичной женщиной (за – обстановка; против – букет и её нерешительность и дальнейшее неприкосновение к ней) ; 2) просто знакомство, но почему тогда свидание в такой убогой комнате? 3) встреча людей, имевших когда-то отношения, а сейчас практически чужих и т. д. и т. д. Мне больше нравится 3-й вариант. За – букет, печаль, стремление Б. показать, при каких обстоятельствах происходит свидание: вечер, ливень за окном, заброшенная, практически без обстановки комната, напоминающая тюрьму. Внешнее сходство с тюрьмой – из-за оконного переплёта. Но обязательно есть и тюрьма внутренняя. Б. о ней не пишет, словом «тюрьма» он заканчивает стих-е. Но все строки подводят к тому, чтобы мы поняли, о какой тюрьме идёт речь. Скорее всего, это сегодняшняя встреча, несущая на себе печать прежних отношений. Отсюда неловкость, натянутость, понимание того, что любое действие напомнит о чём-то печальном. В 1-й строфе женщина не смотрит на героя, во 2-й – их глаза уже друг к другу прикованы. Ощущение, что не произнесено ни слова. Смотрят друг на друга и вспоминают, и понимают, что ничего не вернёшь.
"Дядюшка Яков" - стихотворение о добром старике Якове, который на своей тележке,запряжённой старенькой лошадью, ездит по селам и продает или меняет свои товары. У него в тележке есть и сладости, и ситец, и булавки, и помада, и духи, и книги. Его покупатели - парни, девушки и малолетние дети. Среди них - печальный Кузя, который купил пряник в виде коня, сиротка Феклуша, которая ничего не может себе купить и плачет. Добрый дядюшка Яков бесплатно дает ей букварь, чтобы бедная девочка училась грамоте.
П остников – солдат
подполковник Свиньин
офицер Миллер
Ночью часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он услышал, что человек попал в полынью и тонет.
Проблема нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием” ( “Чтоб в человеке человеческое торжествовало…” Н.С.Лесков ).
Лесков повествует о рядовом Постникове- простом русском герое, получивший наказание “на теле” потому, что утопающего в Неве. Фантасмагория “ замундированной империи” Николая первого раскрывалась в проступке часового, покинувшего свой пост у Зимнего дворца ради человека. Все озабочены больше всего тем, чтобы наградить за утопающего случайного офицера, проезжавшего в тот момент по набережной, и скрыть действительного “виновника” происшедшего. И каждый получает свое: офицер- орден, а рядовой Постников двести розог. Даже сам владыка ,в котором читатели узнали Филарета- автора манифеста об освобождении крестьян, ничего не мог возразить против этого- наоборот, выразил полное согласие с решением подполковника Свиньина, приказавшего выпороть рядового, хотя батальонный командир чувствовал некоторое смущение от неожиданного конца всего дела. Ведь рядовой Постников “понимал, что жизнь другому человеку, он губит самого себя…
Лесков показывает, что армейское начальство – это «мертвые» люди. Вся их жизнь подчинена присяге. Для них она дороже живых людей. Редкое исключение составляют такие офицеры, как Миллер. Но их не любят и ругают за «гуманизм».
Армейская жизнь пронизана несправедливостью, черствостью и злом.