Третья волна — русское эмигрантское издательство, с середины 1970-х до конца 1990-х выпускавшее книги многих мастеров русской литературы, а также литературные периодические издания.
Как-то раз дед позвал маленького Фому и его брата на баштан, чтобы дети отгоняли птиц, клевавших урожай. В это время проезжали на волах чумаки. Дед очень обрадовался встрече со старыми знакомыми, стал угощать их дынями, а внуков попросил повеселить гостей. Ребятишки так задорно плясали, что и старик захотел вспомнить молодость. Но как только решил «разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку» понял, что ноги не поднимаются. Что за чертовщина? Попробовал снова, но все повторилось.
Дед выругался и услышал, как сзади кто-то рассмеялся. Оглянулся – никого, он один в чистом поле. В сумерках дед наткнулся на тропинку, в стороне от которой вспыхнула свеча на могиле. Старик решил, что это место, где спрятан клад. А чтобы его завтра найти, пометил ветками. Утром, вооружившись заступом и лопатой, отправился дед раскапывать тайник. Но ничего не нашел, только под дождем промок. Помянув в сердцах черта, вернулся домой ни с чем.
На следующий день отправился старик на баштан, чтобы выкопать грядку для тыкв. А на обратном пути наткнулся на то самое заколдованное место. Ударил в сердцах заступом и вновь очутился у тайника. Отодвинул дед камень и присел понюхать табачку. Вдруг за его спиной кто-то так чихнул, что покачнулись деревья. Но рядом никого не было. Стал дед выкапывать клад, а там начали появляться то котел какой-то странный, то птичий клюв, то баранья голова, даже медведь возникал. И все повторяли слова старика. Испугался дед сильно, хотел без оглядки бежать, но очень уж жалко было бросать добро. Схватил котел, который первый попался под руку, еле-еле поднял его и понес. Только чувствовал всю дорогу, что сзади кто-то чешет прутьями по его ногам.
Дома старика заждались. С горшком горячих галушек вернулась мать из гостей, всех накормила. Затем помыла посуду и пошла выплеснуть горячие но вдруг увидела, как что-то жуткое на нее надвигается. Это оказался дед с котелком. В полной уверенности, что принес домой много золота, уставший и весь в открыл старик свою добычу. А там совсем не золото было, а сор, «дрязг» и вообще «стыдно сказать, что такое».
С тех пор дед приказал внукам не верить черту. Когда слышал, что где-то неспокойно, всегда крестился. А заколдованное место огородил забором. Весь мусор, который выгребал с баштана, бросал туда. И никогда на том месте ничего хорошего не росло.
О мире детства писали многие поэты и писатели А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители", Л.Н. Толстой "Кавказский пленник", "Детство", Ф.М. Достоевский "Мальчик у Христа на елке", О. Генри "Вождь краснокожих", Дж. Лондон "Сказание о Кише", В.Ю. Драгунский "Девочка на шаре", В.Г. Короленко "Дети подземелья", М.Твен "Приключения Тома Сойера", Л. Кэроил "Алиса в стране чудес", А.М. Горький "Детство". В этих книгах дети разные, мне особенно запомнился рассудительный Киш Дж. Лондона, влюбленный в девочку на шаре герой В. Драгунского, добрая, милосердная девочка Дина русскому офицеру, попавшему в плен, рыжий мальчишка-забияка, вождь краснокожих. Русские художники тоже показывали жизнь и судьбу детей: В.Г. Перов "Тройка", "Проводы покойника", В.А. Серов "Девочка с персиками", В.А. Тропинин "Голова мальчика", П.Пикассо "Девочка на шаре", В. Серов "Мика Морозов", В. Васнецов "Аленушка", К.Е. Маковский "Дети, бегущие от грозы", "Свидание", И.В. Шевандронова "В сельской библиотеки", З.Е Серебрякова "За завтраком". В своей работе мы хотим рассказать о грустном и тревожном мире детства, который создали поэт Н.А. Некрасов в стихотворении "Крестьянские дети" и художник В.Г. Перов в картине "Тройка". Когда мы впервые прочитали стихотворение "Крестьянские дети", то было печально его читать. Но оно привлекло внимание, особенно интересно было узнать, что известный отрывок "Однажды в студеную зимнюю пору" является частью большого стихотворения. Такое же впечатление печали возникло, когда впервые увидели картину "Тройка" В. Перова.
Третья волна — русское эмигрантское издательство, с середины 1970-х до конца 1990-х выпускавшее книги многих мастеров русской литературы, а также литературные периодические издания.