Пиковая дама» - это мистическая повесть, написанная Пушкиным в 1833 году во время второй Болдинской осени в жизни писателя. В основе сюжета лежит история трех карт, которую рассказал Пушкину князь Голицын. Бабушка князя в молодости блистала в парижском обществе. Однажды она очень сильно проигралась в карты. И отыграться ее известный в те времена оккультист граф Сен Жермен. Он открыл княгине секрет трех карт, поставив на которые, она смогла вернуть свой проигрыш. Эта необычная история и стала каркасом повести А.С.Пушкина.
Хотя «Пиковую даму» положено считать повестью, многие литературоведы настаивали на том, что это все-таки рассказ. Они ссылались на то, что повествование ограничено одной сюжетной линей и небольшим количеством героев.
Трудно отнести повесть к какому-нибудь одному конкретному жанру. В произведении есть фантастические, готические элементы: тайна, старинный дом, роковые совпадения, призрак. И хотя произведение наполнено мистикой, но она в нем весьма субъективна и передана через ощущения и восприятия одного героя – Германна. Если же списать всю мистику на его болезненное состояние – пошатнувшеюся психику, то повесть приобретает не фантастический, а очень реалистичный поучительный характер.
Источник: Сочинение по повести Пиковая дама Пушкина рассуждение эссе
Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий явился в своём естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришёл в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мёд. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмёт ее в жены. Князь не принял всерьёз ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на неё Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмёт себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился ещё один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.
Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Видит старик вновь ветхую избушку и старуху рядом с разбитым корытом. Махнул рукой в сердцах: так тебе, старухе неразумной, и надо! Сидит старуха, плачет, понимает, всему виной ее жадность. Одумалась она, сама пошла на берег моря, пала на колени перед пучиной морской и попросила у золотой рыбки прощения. Сжалилась золотая рыбка над неразумной старухой и говорит: "Чего тебе надобно, старче?". Снова попросила старуха новое корыто. Дала ей рыбка корыто, обрадовалась старуха, поклонилась в пояс и вернулась в свою ветхую избушку. Больше она ничего не просила. И стали они со стариком жить, как прежде. Год живут, два... Однажды закинул старик невод, снова вытянул золотую рыбку. "Как поживаете, старче? Не нужно ли чего?" - спрашивает его рыбка. "Живем в ладу. Ничего нам, золотая рыбка, не нужно." - ответил ей старик. Видит золотая рыбка и правда одумалась старуха: на новое корыто наглядеться не может, старика не обижает. Вернулся старик домой, а там новая изба. Стали они со старухой жить еще лучше.
Пиковая дама» - это мистическая повесть, написанная Пушкиным в 1833 году во время второй Болдинской осени в жизни писателя. В основе сюжета лежит история трех карт, которую рассказал Пушкину князь Голицын. Бабушка князя в молодости блистала в парижском обществе. Однажды она очень сильно проигралась в карты. И отыграться ее известный в те времена оккультист граф Сен Жермен. Он открыл княгине секрет трех карт, поставив на которые, она смогла вернуть свой проигрыш. Эта необычная история и стала каркасом повести А.С.Пушкина.
Хотя «Пиковую даму» положено считать повестью, многие литературоведы настаивали на том, что это все-таки рассказ. Они ссылались на то, что повествование ограничено одной сюжетной линей и небольшим количеством героев.
Трудно отнести повесть к какому-нибудь одному конкретному жанру. В произведении есть фантастические, готические элементы: тайна, старинный дом, роковые совпадения, призрак. И хотя произведение наполнено мистикой, но она в нем весьма субъективна и передана через ощущения и восприятия одного героя – Германна. Если же списать всю мистику на его болезненное состояние – пошатнувшеюся психику, то повесть приобретает не фантастический, а очень реалистичный поучительный характер.
Источник: Сочинение по повести Пиковая дама Пушкина рассуждение эссе
Объяснение:
вот