Сальватор называет Ихтиандра "своей гордостью", он создал то, что для других кажется невероятным (а так оно и есть). Ученый конечно же понимал, что теперь люди для мальчика будут представлять большую опасность: "...я опасался, что мое изобретение в условиях нашего общественного строя принесет больше вреда, чем пользы. Вокруг Ихтиандра уже завязалась борьба. Кто донес на меня из мести? — Вот этот сеньор Зурита, укравший Ихтиандра. А у Зурита Ихтиандра отняло бы, чего доброго, правительство, чтобы при его топить военные корабли врагов..." Но, стала ли эта операция благом для Ихтианда? В начале мы видим его, если не абсолютно счастливым, то довольным жизнью. Сальватор подарил Ихтиандру море. Правда, тут же ограничил его пребывание на земле. (С учебника)
Название «Набат» говорит об одном конкретном пожаре, «Закон набата» — о нравственной традиции. Символ традиции — набатный колокол, сброшенный с колокольни, разбитый и увезённый из села. Остался только маленький колокольчик — символ искусственно нарушенной традиции. Именно он напоминает мужикам о законах, выработанных дедами и прадедами, и заставляет действовать. “Велик и непреложен закон набата: старый ты, усталый ли, занятой ли ты человек — бросай все дела и беги на зовущий голос. Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная И поднимается в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что, случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что велик и непреложен закон набата”. рассказ «Мочёные яблоки» на первый взгляд никак не сочетается с темой рассказа и вносит оживление, интригу в повествование: читатель всё время ждёт, словно недоумевая: при чём же здесь мочёные яблоки? В результате они становятся символом бескорыстия и душевной открытости. автор применяет тот же приём, что и в рассказе «Закон набата»: последняя фраза — скрытое обращение к читателю, которое заставляет подумать: а как бы на месте прохожего поступил я сам? Стал бы бескорыстно или сразу попросил денег? И мы вновь понимаем, что речь идёт не только об этой ситуации, но о десятках и сотнях подобных ситуаций, в которых оказывается человек каждый день.
"...я опасался, что мое изобретение в условиях нашего общественного строя принесет больше вреда, чем пользы. Вокруг Ихтиандра уже завязалась борьба. Кто донес на меня из мести? — Вот этот сеньор Зурита, укравший Ихтиандра. А у Зурита Ихтиандра отняло бы, чего доброго, правительство, чтобы при его топить военные корабли врагов..."
Но, стала ли эта операция благом для Ихтианда? В начале мы видим его, если не абсолютно счастливым, то довольным жизнью. Сальватор подарил Ихтиандру море. Правда, тут же ограничил его пребывание на земле. (С учебника)