Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» , славной победой прославивший своё имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград) . Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. «Вдохновенный кудесник» предсказывает князю Олегу будущее. Из его речи мы узнаём, что князя ждёт «дивная судьба» , которой «завидует недруг» . Олегу незримый хранитель» , поэтому «под грозной бронёй» он не ведает ран. Ни «синего моря обманчивый вал» , ни праща, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. Но смерть примет он от коня своего.
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для Олега его конь — «верный слуга» , участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он косги коня» . Наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Но, оказывается, кудесник не ошибся:
Из мертвой главы гробовая змия.
Шипя, между тем выползала.
Ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. А. С. Пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой» , донес до нас историю жизни и смерти «вещего» князя Олега, но и создал яркий, запоминающийся образ и характер.
Кудесник стар. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. Хорошо знает людей. Удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. Знает весь доблестный путь князя Олега.
Это мудрый и вдохновенный старец. Он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо.
Кудесник смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе.
Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и оценить достоинства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан» , но похвала князю завершается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего» .
Покорен он только верховному божеству – Перуну; а перед земными властителями он стоит, как сам Пушкин, с высоко поднятой “главою непокорной”. Он чувствует и осознаёт свое духовное величие (“с волей небесною дружен”).
Отличительную особенность «судьбы человека» составляет композиция – это рассказ в рассказе. практически всё повествование, не считая экспозиции, ведётся от лица андрея соколова, бывшего шофёра, который повстречался рассказчику на дороге. этот приём позволяет автору повысить степень доверия к исповеди главного героя. судьба андрея соколова показана читателю полностью и достаточно подробно, начиная от детства и заканчивая настоящим моментом: «поначалу жизнь моя была обыкновенная. сам я уроженец воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. в гражданскую войну был в красной армии, в дивизии киквидзе. в голодный двадцать второй год подался на кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. а отец с матерью и сестренкой дома померли от голода». тем, что так подробно рассказывается жизнь только главного героя, автор подчёркивает типичность такой судьбы для того времени. неслучайно и рассказ назван – «судьба человека», а не, к примеру, соколова. как известно основную тему рассказа составляет пребывание героя в плену. но почему правомерно говорить о том, что на страницах данного произведения шолохов показал образ не просто солдата, а воина-труженика? ответ очевиден. соколов, как и большинство солдат, сражавшихся за великую победу в годы второй мировой войны, не был профессиональным военным. учиться этому ремеслу ему пришлось прямо на полях сражения. он попал на фронт прямо, так сказать, от сохи, или, точнее, из колхоза, где работал шофёром. именно поэтому так велика заслуга сражавшихся за родину. не умея стрелять, держать воинскую дисциплину, выполнять команды, будучи простыми крестьянами и рабочими, они выстояли. но обратимся непосредственно к жизни соколова, которую условно можно поделить на два отрезка – до и после войны. в той жизни герой был мастером не все руки: «поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря». он работал, у него была любимая жена и дети, которых он обожал. жена иринка, как андрей ласково её называет, ему во всём: «ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить». а это для человека многое значит. такой мир у них был, что и на работе всё получалось: «утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! » вот он, настоящий человек! потом соколов стал шофером: «в двадцать девятом году завлекли меня машины. изучил автодело, сел за баранку на грузовой. потом втянулся и уже не захотел возвращаться на завод. за рулем показалось мне веселее. так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли». это умение позже спасло герою жизнь, когда он, будучи в плену, работал шофером у генерала, на машине которого и сбежал.таков труженик соколов андрей. но тут произошло то, что перевернуло не только жизнь этой семьи, но и жизнь всего народа: «а тут вот она, война. на второй день повестка из военкомата, а на третий — в эшелон». так пришлось нашему герою переквалифицироваться в солдата, которому необходимо защитить свою родину от захватчиков. трудно ему было, как и всем его товарищам, но ни хныкать, ни скулить он не собирался. поэтому и домой часто не писал, чтобы родных не расстраивать. вот как он рассуждает: «на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. а если в тебе бабьей закваски больше, чем мужской, то надевай юбку со сборками, чтобы свой тощий зад прикрыть попышнее, чтобы хоть сзади на бабу был похож, и ступай свеклу полоть или коров доить, а на фронте ты такой не нужен, там и без тебя вони много! » но даже на войне соколов не бросил своего любимого дела – водить машину. и нельзя думать, что перевозить грузы на войне было менее опасным, чем служить в пехоте. машину издалека видно, с ней не скроешься в лесах во время нападения: «два раза за это время был ранен, но оба раза по легости: один раз — в мякоть руки, другой — в ногу; первый раз — пулей с самолета, другой — осколком снаряда. дырявил мою машину и сверху и с боков, но мне, браток, везло на первых порах». к тому же снаряды, которые транспортировал соколов, - вещь хрупкая, взорваться могут в любой момент. но везло герою лишь до поры до времени. попал он в плен к немцам. вот здесь и проверилась по-настоящему сила духа. хрестоматийным стал эпизод допроса соколова мюллером. хотел расстрелять героя за то, что тот выразил неудовольствие. но перед смертью разрешил ему выпить: «я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, — меня будто огнем обожгло! думаю про себя: "чтобы я, солдат, да стал пить за победу оружия? ! а кое-чего ты не хочешь, герр комендант? один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой! "» таким образом, война с поля боя перешла в застенки. но и там рядовой соколов показал себя как истинный герой – воен труженик
Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» , славной победой прославивший своё имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград) . Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит. «Вдохновенный кудесник» предсказывает князю Олегу будущее. Из его речи мы узнаём, что князя ждёт «дивная судьба» , которой «завидует недруг» . Олегу незримый хранитель» , поэтому «под грозной бронёй» он не ведает ран. Ни «синего моря обманчивый вал» , ни праща, ни стрела, ни «лукавый кинжал» не страшны князю. Но смерть примет он от коня своего.
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для Олега его конь — «верный слуга» , участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь:
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он косги коня» . Наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Но, оказывается, кудесник не ошибся:
Из мертвой главы гробовая змия.
Шипя, между тем выползала.
Ужас охватывает от предчувствия неминуемой гибели этого мужественного человека, прославившего себя в суровых походах и прожившего славную жизнь. А. С. Пушкин не только поэтически осмыслил «преданье старины глубокой» , донес до нас историю жизни и смерти «вещего» князя Олега, но и создал яркий, запоминающийся образ и характер.
Кудесник стар. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. Хорошо знает людей. Удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. Знает весь доблестный путь князя Олега.
Это мудрый и вдохновенный старец. Он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо.
Кудесник смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе.
Пушкин наделяет кудесника сдержанностью и оценить достоинства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан» , но похвала князю завершается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего» .
Покорен он только верховному божеству – Перуну; а перед земными властителями он стоит, как сам Пушкин, с высоко поднятой “главою непокорной”. Он чувствует и осознаёт свое духовное величие (“с волей небесною дружен”).