Рассказ Юрия Казакова «По дороге» посвящён теме социальных изменений в селе в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия. Главные герои рассказа — Илья Снегирёв и его мать. Илья Снегирёв родился в селе и работал в колхозе шофёром, но его манили иные края. Не впервые весна срывала его с места. Побывал он и в Сибири — но ему там не понравилось.
Осенью вернулся Илья в колхоз и вновь начал работать шофёром. Но воспоминания о Сибири, об этом огромном, открывшемся ему крае не давали ему покоя.Автор рассказывает нам о времени освоения Сибири, о великих стройках, о создании в тайге новых городов. Рабочим приходилось жить в палатках, в наскоро построенных бараках, выполнять тяжёлую работу, но люди торжествовали, видя результаты своего труда. Красота сибирской природы, радость напряжённого труда огромного коллектива людей оказались для Ильи важнее, чем неудобства, дороже, чем спокойная жизнь в родной деревне.
Когда наступила весна, Илья взял в колхозе расчет и купил
билет на поезд. Вечером односельчане собрались его проводить, а наутро к поезду он пошёл вдвоём с матерью. Он шёл быстро, мать едва успевала за ним и вскоре решила попрощаться прямо в поле, чтобы сын не опоздал на поезд: «- Дай я тебя … тебе … — говорит мать и мелко крестит его. — Иди, иди, тебе ходчее надо идти, а я ещё … я тоже … пойду потихоньку».
Мы чувствуем, что мать, всю жизнь прожившая в деревне, не понимает, почему её сын куда-то уезжает, почему ему не
живётся в родной деревне, где у него есть дом, где живёт девушка Тамара, которая любит его. Но мать не удерживает сына, она благословляет его, признавая за ним право свободного выбора своего жизненного пути. Илья несколько раз оглядывается на мать, которая смотрит ему вслед, и шагает к станции.
Юрий Казаков утверждает право человека на выбор собственного пути, на поиск новых дорог. В то же время с прекрасных описаний природы автор подчёркивает ценность труда людей, живущих в Центральной России, на земле, где они родились. Образы матери и односельчан Ильи — это образы чутких и трудолюбивых людей. Мы понимаем, что созидательный труд ценен на любой земле.
Объяснение:
Выстрел Жюльена в госпожу де Реналь поставил точку в мучительных попытках Жюльена Сореля достичь компромисса между «красным» и «черным». Цена прозрения — жизнь. Он совершил двойное преступление — выстрел прозвучал в церкви — неслыханное святотатство. Таким образом, Жюльен Сорель сознательно приговорил себя к смерти.
Все возвращается на круги своя: «первый шаг» на пути к призрачному счастью Жюльен сделал в церкви города Верьера, и «последний шаг» к духовному возрождению сделан там же. Шаг в будущее и шаг в небытие. Между ними вся жизнь героя, наполненная внутренней борьбой противоречивых чувств, борьбой с самим собой: безжалостной, жестокой, но честной.
На пороге смерти, в преддверии Истины (какого мнения следует держаться о великом «может быть») Жюльен наконец-то понял, что в этой жизни достичь компромисса он не сможет, и ему стало легче: «Жюльен чувствовал себя твердым и решительным, как человек, который ясно видит, что происходит в его душе». Пелена спала с его глаз, и он увидел то главное, что и является настоящей жизнью: «Увы! Госпожи де Реналь нет со мной... Вот откуда мое одиночество, а вовсе не оттого, что в мире нет Бога справедливого, доброго, всемогущего, чуждого злобы и мстительности!.. О, если бы он только существовал! Я бы упал к его ногам. «Я заслужил смерть,— сказал бы я ему, — но, великий Боже, добрый милосердный Боже, отдай мне ту, кого я люблю!» Материал с сайта //iEssay.ru
Выстрелив в госпожу де Реналь, сожалеет ли Жюльен Сорель о содеянном? Нет! И еще раз — нет! И подтверждение этому — его речь на суде: «Итак, я заслужил смерть, господа присяжные. Но будь я и менее виновен, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает некоторого сострадания, пожелают наказать и раз и навсегда сломить в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом».
Через три дня приговор был приведен в исполнение: «Все произошло очень просто, благопристойно и с его стороны без малейшей напыщенности». Услышал ли Бог первую и последнюю искреннюю и страстную молитву Жюльена, кто знает? «Но через три дня после казни Жюльена» госпожа де Реналь «умерла, обнимая своих детей». Где им уготована встреча: в аду или в раю. Кто знает?