В повести <Муму> Тургенев создает эпический образ крепостного крестьянина - Герасима. Герой изображен как личность исключительной духовной цельности, наделен чертами идеальной человеческой природы: физической мощью, добротой, силой духа, нравственной чистотой находить радость в труде. Герасим может считаться образцом народного героя у Тургенева и в силу того, что свойство известной загадочности, которое писатель придавал крестьянам в своих рассказах и повестях, выражено в нем наиболее явственно. Он глухонемой, и этот его физический недостаток имеет символическое значение. Внутренний мир этого героя закрыт для окружающих, и его поступки кажутся таинственными. Он все делает как бы <вдруг>. Логика его побуждений остается тайной и может лишь угадываться. Неожиданно для окружающих он проникается любовью к забитой, ничем не примечательной девушке, затем к собаке и, принужденный отказаться от обеих этих привязанностей, делает это каждый раз резко, решительно и жестоко. Так же внезапно и решительно его полная и кроткая покорность барыне сменяется <бунтом>, отказом от повиновения, уходом. Бирюк- личность цельная, но немного трагичная. У него свои взгляды на жизнь, но иногда и им приходится изменять. Он не понимал, почему крестьяне относятся к воровству как к чему-то обыденному. «Вязанки хворосту не даст утащить», - говорил крестьянин на сборище, как будто у него на это было полное право. Крестьяне так говорили, потому что были безграмотны и жили впроголодь. Но Фома ведь тоже жил бедно: «Изба лесника состояла из одной комнаты, низкой и пустой, без полатей и перегородок» . Если бы он сам воровал лес, то жил бы не в ветхой избушке, а в большом сосновом доме. Но он чётко выполнял свою работу и просил только немного дров, чтобы «колоть на лучину» и топить печь. Это определяет его черты - преданность своему делу, трудолюбие, бескорыстие. Фома определённо знает, что если все начнут воровать лес, то станет хуже для всех – леса не останется вовсе, и поэтому он всё же старается отучить крестьян от такого занятия. Но иногда его уверенность подрывается, как и случилось в рассказе – стало жаль несчастного воришку. Но как бы ни поступил Бирюк, он в любом случае нарушает закон либо в отношении неприкосновенности частной собственности, либо в отношении человечности. Это социальный тупик, в котором любая правда оборачивается неправдой. Поэтому, нужна не жалостливость доброго барина, а нужно уничтожить правовое беззаконие, имя которому - крепостное право.
"тонкие вопросы"
1. Какие сказочные ситуации использовал В. А. Жуковский в своей сказке?
3. Что попросила “образина” взамен берендеевой жизни?
5. Когда в сказке появляется "чудный старик с бородою зеленой, с глазами
6. Как попадает Иван-царевич в царство Кощея? Кого он встречает на пути?
7. Какими словами автор выражает свое отношение к Кощею?
8. Кто Ивану-царевичу выполнить три задания Кощея? Какие это задания?
10. Как Марья-царевна перехитрила слуг и гонцов Кощея?
"толстые вопросы"
2. Расскажи, как произошла встреча царя Берендея со "страшной образиной".
Кто скрывался под этим обликом? Найди его описание в тексте.
4. Почему царь Берендей "горько заплакал”, приехав в свое царство?
9. По какой примете Иван-царевич узнал Марью-царевну среди других сестер?
11. Во что превращалась Марья-царевна в ходе сказочного действия?
12. Почему, на твой взгляд, Иван-царевич забыл Марью-царевну?
вроде бы так