В школе нам недавно такое задавали и вот, что я написала.
Человек - такое существо, которому свойственно забывать хорошее, что сделали дня него. То, что приходилось нам очень важным, без чего мы и жить не могли, забываем и на смену этому приходит что-то другое, ещё более ценное, как нам кажется. То же самое произошло и с лошадьми в рассказе Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади». Некогда лошади были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому что «без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует». Лошадью «дышали и жили», берегли, как сокровище. Ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюшку хлеба, «с какой любовью распрягали её, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили!». Люди «всю жизнь кормились от лошади». Но все изменилось с появлением трактора. Основной рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор, и о лошадях люди стали меньше заботиться. Теперь лошади «постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус». Когда-то они были главной опорой и надеждой человека, а теперь к ним испытывают только жалость: «неряшливые, опустившиеся,... с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде...». Но из них отличалась Рыжуха, веселая и неунывающая лошадка, с которой дружил рассказчик. Завидев его, она вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос или обегала вокруг кола, к которому была привязана. Однажды при его приближении Рыжуха не выказала ни малейшего воодушевления, она стояла опечаленная. Из её лошадиных глаз тянулись слезы. Оказывается, Рыжуха узнала, что были времена, когда лошадей жалели и берегли пуще всего на свете, их холили и ласкали, называли кормильцами. И она обратилась с вопросом, а были ли на самом деле такие времена, когда лошадям жилось хорошо, к разказчику. На него посмотрели другие лошади. Вместо того, чтобы сказать правду, то есть это подтвердить, рассказчик отнекивается. «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать...что были у лошадей счастливые времена?». Только потом он понял, какую ошибку совершил по отношению к этим существам. Рассказчик не почувствовал ту боль, которую чувствовала Рыжуха и остальные лошади, не посочувствовал им, даже не попытался хотя бы сказать что-то, чтобы их утешило. Как человек, он не взял ответственность на себя за такой поступок других людей. Он обманул Рыжуху, которая так искренно доверяла ему, он обманул их всех. И навалилась на него «лошадиная тоска», и теперь он сам стал «существом из лошадиной породы». Страшно потерять доверие к себе, независимо кого, животного или человека. А вернуть его трудно или уже невозможно.
В рассказе «О чем плачут лошади» Ф. Абрамов от имени рассказчика описывает свои впечатления от общения с лошадьми. Рассказчик очень дружен с этими животными, всегда разговаривает с ними, угощает хлебом. Особенно нравится ему лошадь Рыжуха. Она, также как и остальные, была измождена тяжелой работой, но не потеряла бодрость духа. У нее был веселый, неунывающий характер, при виде друга она звонко ржала и бегала по кругу, приветствуя его. Но однажды при приближении своего друга Рыжуха не выказала обычного воодушевления, стояла грустная и понурая. От расспросов же она расплакалась. Как оказалось, на покосе Рыжуха познакомилась со старой лошадью и услышала от нее странную песню. В песне описывались времена, когда лошадей ценили как главных кормильцев семьи. Им скармливали самый лучший [" кусок, любовно распрягали после трудового дня, выхаживали, чистили, называли ласковыми словами. Лошади ценились как самое большое сокровище, ведь они были опорой и надеждой крестьян. «Все — конь, все — от коня, вся жизнь крестьянская от рождения до смерти» . За то, что лошади навалили слишком большой тяжелый воз, можно было схлопотать от односельчан. Лошадей берегли и холили. И Рыжуха обращается к человеку с вопросом, правда ли были такие времена. Ведь сейчас лошадей то и дело бросали на жаре, где их одолевали тучи слепней. Про них часто забывал пьяный конюх, и бедным животным приходилось пастись на изглоданной дочерна земле. Что мог ответить человек? Он чувствовал вину людей перед лошадьми, жалел их. Но в ответ лишь отшутился. И понял, что никогда больше между ним и Рыжухой не будет прежнего доверия. Ведь он обманул своих друзей.
В этом рассказе автор поднимает большую нравственную проблему. Люди зачастую бывают черствы и безжалостны. Вот и о лошадях, честно отслуживших свой срок, они перестали заботиться. А лошади умирают от жажды, недоедают, страдают от гнуса и жары. Мнение же человека таково — зачем тратиться, если от лошади уже никакой пользы. И зачастую такое отношение не только к животным. Рассказ вызывает чувство стыда за черствость, безразличие людей и заставляет задуматься о наших поступках.
Таким образом, писатель в своем рассказе затрагивает и одну из нравственных проблем, решение которой определяет отношение человека к самому себе. Это проблема честности перед собой и ответственности за совершаемые действия Ф. А. Абрамов в своем произведении рассказывает о том, что человек и природа утратили всякую связь. Автор показал нам, что современный человек стал черствым и равнодушным. Его не волнует, что лошади, как и люди, чувствуют боль, переживают, голодают. Лошадь, которая уже постарела, устала от труда, становится попросту ненужной. Я считаю, что Абрамов своим произведением призывал нас к чуткости, милосердию, внимательности
Объяснение: