Во второй половине семидесятых годов покойный Каблиц написал статью 'Ум и чувство, как факторы прогресса' [1], в которой, ссылаясь на Спенсера, доказывал, что в поступательном движении человечества главная роль принадлежит чувству, а ум играет второстепенную и к тому же совершенно подчиненную роль. Каблицу возражал один 'почтенный социолог' [2], выразивший насмешливое удивление по поводу теории, ставившей ум 'на запятки'. 'Почтенный социолог' был, разумеется, прав, защищая ум. Однако он был бы гораздо более прав, если бы, не касаясь сущности поднятого Каблицем вопроса, показал, до какой степени невозможна и непозволительна была самая его постановка. В самом деле, теория 'факторов' неосновательна уже и сама по себе, так как она произвольно выделяет различные стороны общественной жизни и ипостазирует их, превращая их в особого рода силы, с разных сторон и с неодинаковым успехом влекущие общественного человека по пути прогресса. Но еще более неосновательна эта теория в том виде, какой она получила у Каблица, превращавшего в особые социологические ипостаси уже не те или другие стороны деятельности общественного человека, а различные области индивидуального сознания. Это поистине геркулесовы столбы абстракции; дальше идти некуда, потому что дальше начинается комическое царство вполне уже очевидного абсурда. Вот на это-то и следовало 'почтенному социологу' обратить внимание Каблица и его читателей. Обнаружив, в какие дебри абстракция завело Каблица стремление найти господствующий 'фактор' в истории, 'почтенный социолог', может быть, невзначай сделал бы кое-что и для критики самой теории факторов. Это было бы очень полезно всем нам в то время. Но он оказался не на высоте при-
Галерник є символом людини взагалі, яка не спроможна обирати власну долю. Кожна людина «прикута», приречена до того, що обрали для неї небеса. Човен несе її бурхливим морем життя проти її волі. Її життя — це «вічна каторга при веслах».
Читаючи поезію ми гаємо,що для героя ніби зупиняється час, залишаючи в цого серці спогад про відбиток того, як він жив до того як потрапив у полон, батьківський край, який не стирається з пам'яті, і філософські роздуми про сенс життя, про велике мале в ньому. Похмурий пейзаж хоче передати обставини ліричного героя, на те, що він у розлуці з близькими людьми. І це додає його спогадам нотку трагічності, болючого щему, жалкування за тим, що можливо, він так і не побачить рідних. Але він хотів ужити всю свою силу щоб досягти мети, та все ж таки побачитись зі своїми рідними.
Объяснение:
1. Произведение представляет собой:
А)переложение русских народных сказок;
Б)переложение скандинавских сказок;
В) оригинальное произведение.
2. Жанр произведения:
А) роман в стихах;
Б) ;
В) поэма.
3. Ратмира, Фарлафа, Рогдая связывает:
А) соперничество в борьбе за Людмилу;
Б) желание стать великим князем;
В) соперничество с целью испытать свою силу.
4. Соперник Руслана, «воин скромный средь мечей»:
А) Ратмир;
Б) Фарлаф;
В) Рогдай.
5. Персонаж, которого автор называет «кровавых битв искателем», «надеждой киевлян», «Людмилы мрачным обожателем»:
А)Фарлаф;
Б) Ратмир;
В) Рогдай.
6.Адресаты обращения «вы, рыцари парнасских гор»:
А) поэты;
Б) пастухи;
В) воины.
7. Совет старухи-колдуньи Фарлафу состоял в том, что он должен:
А) отправиться к Черномору за Людмилой;
Б) сразиться с Русланом;
В) вернуться в своё селение под Киевом.
8. Черномор Людмиле был:
А) страшен;
Б) смешон;
В) неприятен.
9. Руслан в поединке победил:
А) Рогдая;
Б) Ратмира;
В)Фарлафа.
10. Пояс, который последняя девица подала Людмиле во время утреннего туалета, был украшен:
А) жемчугом;
Б) кораллами;
В) бирюзой.
11. О волшебных свойствах шапки Черномора Людмила узнала, когда примеряла её:
А) перед зеркалом;
Б) в присутствии Черномора;
В) глядя на своё отражение в воде.
12. Людмила достигла возраста :
А)16 лет;
Б) 17 лет;
В) 18 лет.
13. Волшебный меч хранился под:
А) вековым дубом;
Б) говорящей головой;
В) огромным камнем.
14. причина ненависти Черномора к старшему брату- богатырю – его:
А)могучая сила;
Б) спортивная фигура;
В) высокий рост.
15. Причина спора между богатырём и Черномором:
А) меч;
Б) наследство;
В) золото.
16. Сила и могущество Черномора были сокрыты в его:
А) волосах;
Б) бороде;
В) усах.
17. Выражение, ставшее крылатым:
А). «Дела давно минувших дней»;
Б) «На время рок тебя постиг»;
В) «Сбылись давнишние мечты».
18. В основе сюжета произведения лежат:
А) события из истории России, в которых участвовали реальные лица;
Б) взаимоотношения между людьми;
В) размышления о благородстве и коварстве, чести и бесчестии.
19 Что делает пушкинский «кот учёный», когда идёт направо?
а) песнь заводит; б) сказку говорит; в) с лешим бродит; г) на ветвях сидит.
20 Кто из героев владел владел шапкой-невидимкой?
а) Наина; б) Руслан; в) Черномор; г) Владимир.
21 Отец Людмилы:
а) Владимир-солнце; б) Черномор; в) Баян; г) Рогдай?
22 Кто из перечисленных героев не является соперником Руслана?
а) Рогдай; б) Фарлаф; в) Ратмир; г) Финн.
23 О ком это?
Волшебник страшный...,
Красавец давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
а) Черномор; б) Фарлаф; в) Баян; г) старец.
24 Кто из героев-соперников Руслана послушался совета старухи и вернулся в Киев?
а) Рогдай; б) Ратмир; в) Фарлаф.
25 Что оживило мёртвого Руслана?
а) живая вода;
б) поцелуй Людмилы;
в) волшебный луч света.
26 Что дал старец Руслану, чтобы разбудить Людмилу?
а) платок; б) браслет; в) кольцо; г) клубок.
27 Что добыл Руслан в поединке с головой?
а) волшебный кубок;
б) волшебный меч;
в) сосуд с живой водой;
г) шапку-невидимку.
28 Кем оборачивалась Наина?
а) кошкой; б) драконом; в) голубицей; г) Людмилой.
ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
в
в
а
б
в
а
в
б
а
а
а
б
б
в
а
б
а
в
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
а
в
а
г
а
б
а
в
б
а