Появление социальных элементов в произведениях дореволюционной России. Полоса духовного кризиса в послереволюционное время. Итоги эволюции темы Родины в лирике Сергея Есенина 10. Заключение. Это – моя родина, моя родная земля, мое отечество, - и в жизни нет горячее, глубже и священнеечувства, чем любовь к тебе… А.Н. Толстой Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасаемой верой в человека. Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. Случайное, субъективное, словнотуман в горах, может на какое-то время закрыть от нашего взора главное в творчестве художника, исказить, трансформировать его подлинный облик. Но если этот художник был действительно истинным сыном своего народа и его действительно волновала прежде всего судьба родины, если он постоянно чувствовал свою высочайшую гражданскую ответственность перед отечеством, если он настойчиво стремился к реалистическому , к правде и только правде, - то рано или поздно словесный туман всяческих «легенд» и различного рода «романов без вранья» вокруг его имени рассеиваются бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначается явственно и зримо его неповторимый облик. Научный, исследовательский поиск, передовая критическая мысль всегда этому объективному процессу «прозрения». Так было с Пушкиным,Лермонтовым, Некрасовым и другими поэтами века. Ныне, «на расстоянии», они становятся для нас все ближе и прекраснее. При этом сегодня мы с особой силой чувствуем, сколь велика была роль критики, и прежде всего Белинского, Добролюбова, Чернышевского, которые первыми «открыли» великое значение этих поэтов для России, ее настоящего и будущего. В течение XIX-XX веков шла бурная переоценка ценностей, рождались новыеидеалы. Многомиллионная и многоликая Русь выдвигала писателей из всех социальных слоев общества, которые далеко не однозначно относились к происходящему, в том числе и к революции, но всех их объединяла искренняя любовь к России, раздумья о судьбе Родины, желание улучшить жизнь народа. Для многих писателей любовь к Родине была самой сильной, а для некоторых единственной любовью.
Каждое время года нашло свое отражение в русской поэзии. И все же зима – на особом положении. Она воспета во многих произведениях русских поэтов. Почему именно в русской литературе, поэзии, живописи много внимания уделяется этому сказочному времени года? ответ в особенностях национального характера. В русской литературе зима – время года, которое ассоциируется с праздниками и отдыхом. Все хозяйственные дела завершены и можно спокойно предаться всяким безобидным развлечениям. Это и катание на лошадях по заснеженному лесу, и игра в снежки, и прогулки в саду, где мирно спят деревья, укрытые белоснежным покрывалом. Ни в одной другой литературе мира образ зимушки-зимы не представлен настолько многогранно. Именно русским поэтам наиболее точно и ярко удалось передать чувства, которые охватывают любого человека при виде падающих хлопьев снега, причудливых узоров на оконном стекле или огромных сосулек, переливающихся всеми цветами радуги в лучах холодного зимнего солнца. В русской литературе написано множество замечательных стихотворений, посвященных зиме. Белоснежные пейзажи, похорошевшая природа вдохновили немалое число поэтов и писателей. И.Бунин «Метель», «Густой зеленый ельник у дороги», К.Бальмонт «Первозимье», «Снежинка», С.Есенин «Поет зима – аукает…», А.Твардовский «Кружась легко и неумело…», Б.Пастернак посвятил зиме целый цикл стихотворений. И все же, из всех произведений, созданных русскими мастерами пера, можно выделить, на наш взгляд, пять лучших. П.Вяземский в стихотворении «Первый снег» описывает зиму в таких сияющих, ярких красках, что любое другое время года перед нею меркнет: Лазурью светлою горят небес вершины; Блестящей скатертью подёрнулись долины, И ярким бисером усеяны поля. На празднике зимы красуется земля… Наряжаясь в белоснежные наряды, природа вокруг преображается, словно очищаясь от осенней грязи. Зимнее время года в русской поэзии – это период созерцания, духовного очищения и переосмысления ценностей. Об этом трогательные строки другого великого русского поэта Федора Тютчева: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. У Сергея Есенина также есть чудные строки о зиме, но у него она ассоциируется с одиночеством и стремлением обрести покой: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А вот блестящий поэт Борис Пастернак и строки его стихотворения, впоследствии ставшие известной песней. Поэт противопоставляет холод зимних улиц и теплоту человеческих отношений, говорит о том, что даже в такую суровую пору можно быть по-настоящему счастливым, не взирая на капризы погоды: Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Не задернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк маховой. Только крыши, снег и, кроме Крыш и снега, - никого. Ну и, конечно же, Александр Пушкин. К зиме поэт относится как к живому существу, имеющему крутой нрав: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она, она завоет, То заплачет, как дитя… А.Блок, В.Брюсов, Е.Баратынский, И.Суриков, Н.Огарев…Каждый из перечисленных художников русского слова увидел в зимней природе что-то особенное, свое. Вот так из этих многочисленных описаний и сложился яркий образ красавицы – зимы.