Возможность выбора, которую всегда предоставляют своим героям все писатели, вот смысл противопоставления образов двух сыновей Тараса Бульбы. Гоголю требовалось показать одновременно на двух героях, что может случится если человек сделает тот или иной выбор в определенной ситуации. Отсюда и родились два столь разных, но и столь похожих образа. Молчаливый, верный и даже суровый Остап не мог оказаться предателем, не мог поставить свои чувства выше долга к Родине и не мог даже помыслить ослушание отцовской воли. Андрий напротив сделан более мягким и даже романтичным, ведь именно такой человек понимает прелесть чувства любви к женщине на страсть, которая оказывается настолько сильной, что ради любви Андрий становится предателем родного отца и брата. Могло ли получиться наоборот и Остап бы с его твердым характером стал бы предателем, а Андрий принял бы героическую смерть? Конечно нет, и именно поэтому Гоголь так создает характеры братьев. И тот и другой натуры цельные, но в силу своих наклонностей ведущие себя по разному.
Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя представляет собой некий симбиоз романтической лирики, откровенной сатиры и предельно реалистичных картин своей эпохи. Писатель лелеял мечту об идеальном человеке, о справедливости бытия, он ясно понимал, что злые намерения и действия ведут к полной деградации личности.
Очень показательна в этом смысле повесть Гоголя “Страшная месть” – одно из самых известных ранних произведений автора. Повесть увидела свет в 1831 году и вошла в популярный сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”.