Объяснение:
1.Возникновение замысла «Униженных и оскорбленных», очевидно, следует отнести к
1857 г. 3 ноября этого года Достоевский из Семипалатинска сообщил брату Михаилу о
намерении написать «роман из петербургского быта вроде "Бедных людей" (а мысль
еще лучше "Бедных людей")». После переезда в Петербург весной 1860 г.
Достоевский непосредственно приступил к работе над романом, о чем уведомил А.И.
Шуберт 3 мая 1860: «Воротился я сюда и нахожусь вполне в лихорадочном
положении, всему причиною мой роман, хочу написать хорошо, чувствую, что в нем
есть поэзия, знаю, что от удачи его зависит вся моя литературная карьера. Месяца три
придется теперь сидеть дни и ночи. Зато какая награда, когда кончу! Спокойствие,
ясный взгляд кругом, сознание, что сделал то, что хотел сделать, настоял на своем».
Однако работа над романом протекала медленно. «...Приступаю к писанию и не знаю
еще, что будет, но решаюсь работать не разгибая шеи», — жаловался писатель А.П.
Милюкову 10 сентября 1860 г. Писатель работал над «Униженными и оскорбленными»
более года. Как свидетельствует дата в конце журнальной публикации, роман был
завершен писателем 9 июля 1861 г. 16 июля М.М. Достоевский писал в связи с этим
Я.П. Полонскому: «Он [Достоевский] только что отделался, то есть кончил роман
свой».
Повествование в «Униженных и оскорбленных» ведется от первого лица. Иван
Петрович — начинающий бедный петербургский литератор, разночинец — является
одновременно рассказчиком и действующим лицом романа. Образ этот отчасти носит
автобиографический характер. Рассказ о литературном дебюте Ивана Петровича,
восторженная оценка его первого романа «критиком Б.» (т.е. Белинским),
взаимоотношения молодого писателя с его «антрепренером» (издателем Краевским)
— эти и некоторые другие факты восходят к биографии молодого Достоевского,
автора «Бедных людей», блистательно вступившего в 1846 г. на литературное
поприще и обласканного самим В.Г. Белинским. Неожиданный и не объясненный в
романе крах — после удачного дебюта — литературных надежд Ивана Петровича
является также косвенным отражением биографии молодого Достоевского.
2.
В романе Достоевского «Преступление и наказание» эпилог, состоящий из двух
небольших главок, играет очень значимую роль: именно из него мы узнаем о судьбах
основных героев произведения – Раскольникова, Сонечки и других. Если первая глава
эпилога - более формальная и освещает по большей части «внешнюю жизнь» героев,
то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони.
Эта часть эпилога освещает очень значимый этап духовного развития главного
героя. Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество
времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не
пересмотрел своего отношения к нему. Единственное, за что ругал себя Родион, чтоприводило его в уныние, было разочарование в себе: «Вот в чем одном признавал он
свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».
Мы видим, что герой оценивает свой поступок исключительно с «мирской» точки
зрения – что скажут или подумают о нем люди. Рассуждая с таких позиций,
Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют
себе то же, если закон - это всего лишь результат прихоти или желания отдельных
людей и не более того. Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что
он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук.
Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство - страшный поступок,
противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные
терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень
далеко.
Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный
перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Предвестником этого перелома
становится болезнь Родиона. В бреду ему приходят странные видения – в очередной
раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь.
В этом сне, через фантастический сюжет, сам автор высказывает свою точку зрения
на повсеместное распространение нигилистических, безбожных идей, вроде идеи
Родиона. Эти теории заражают людей, делают их безумными, «бесноватыми». Однако
сами зараженные этого не замечают – они мнят себя избранными, миссиями. Однако
повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого. И
лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут
людей от полного уничтожения.
Я думаю, что именно сон что-то изменил в сознании Раскольникова ему
осознать то, что герой давно чувствовал. Родион понял, что он любит Сонечку, что эта
хрупкая девушка – его , его опора и поддержка: «Как это случилось, он и сам
не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал
и обнимал ее колени».
Открывшись любви к отдельному человеку, герой встал на путь любви ко всем
людям (недаром другие каторжники изменили свое отношение к нему) и к Богу.
Отправляя главного героя с соседскими левонтьевскими ребятами за земляникой, бабушка пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».
Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские ребятишки мылись у соседей.
Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».
Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с одолжить денег и еды.
Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали собирать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.
Санька начал кривляться: «Бабушки Петровны испугался!» и называл обидным словом. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но, напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.
Ребята «интересно и весело провели день». Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.
Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.
Мальчика всю ночь не спал. «Бабушку надул, калачи украл!» – терзался он.Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда она уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.
Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что, если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».
Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.
Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка рассказывала каждому, кто наведывался к ним, как она продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке», и какую пакость совершил внук.
Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство», мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая: «Глядишь,за это еще когда обманешь бабушку».
«Сколько лет с тех пор ! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
это кратко если что