Жил как-то на высокой горе в глубокой норе дракон – злодей. Раз в неделю вылетал он из своего логова и таскал овец и коров у крестьян. В деревне уже боялись выводить стадо на пастбище. И вот однажды сын мельника говорит: « Я пойду на гору, вход в нору камнями завалю. Дракон выйти не сможет – воровать скотину не будет». А сын у мельника детина здоровенный. С малых лет мешки с мукой таскает. Услыхал эти речи рыцарь, тот, что под горой в замке живет. Рыцарь был хвастливый, но довольно часто попадал впросак. «Не дело мельнику с драконами биться! Это моя работа! Я – рыцарь!» - гордо вскричал он. Местные крестьяне хорошо знали рыцаря и согласно закивали головами: «Да, да, ты - рыцарь, тебе и биться с драконом». Снарядился рыцарь. Надел самые крепкие и красивые доспехи, взял лучшего коня и поскакал на гору. Но конь - не коза – на гору не влезет. Оставил его рыцарь на лугу. Приказал пастуху следить за конем, а сам полез на гору. Тяжело в доспехах лезть. Рыцарь и шлем скинул, и панцирь оставил. Лезет дальше и кричит: -Дракон, выходи на честный бой! А дракон коровой объелся, – спит давно, ничего не слышит. Рыцарь упорно карабкается. Он уже и перчатки потерял, и наколенники у него слетели. Кричит: -Дракон…уф!…выходи! Пока долез и щит, и меч потерял. Добрался наконец-то до норы драконовой. Отдышался немного и снова закричал: -Выходи, дракон, на честный бой! Проснулся от его крика дракон, зевнул сладко и спрашивает: -Ты кто? -Я рыцарь. Пришел тебя победить! -Да? – удивился дракон, - А зачем? -Ты воруешь коров и овец у крестьян. -А чего они сами не пришли? -Потому что я – рыцарь, и это мое дело – с драконами сражаться! Дракон поднял рыцаря за шкирку, оглядел со всех сторон, и спрашивает: -А ЧЕМ ты будешь со мной сражаться? Рыцарь за перевязь хвать, – а меча то нету! Дракон рассмеялся и вылетел из норы. Полетел на луг и проглотил рыцарского коня. Но подавился! Закашлялся, вздохнуть не может. Увидал сына мельника и хрипит а тот и говорит: «Перестанешь наш скот воровать Дракон только головой закивал. Сын мельника похлопал, как следует, дракона по спине и тот коня выплюнул. Поблагодарил дракон его, обещал больше скот не воровать и полетел к себе в нору. А рыцарь пока спускался, случайно зацепился одеждой за острый камень и провисел почти всю ночь вниз головой. Звал на Но в деревне его никто не слышал, потому что далеко. Когда дракону надоели его тоскливые крики, он отцепил рыцаря и унес в замок. Правда, посадил его на шпиль высокой башни. Утром рыцаря благополучно сняли.
Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с "маленькой княжной", а с женщиной, с которой надеется создать семью. Но возвращение Андрея Болконского домой не было радостным. Рождение ребенка и одновременно смерть жены, перед которой он чувствовал свою нравственную вину, углубили его духовный кризис. Болконский безвыездно живет в деревне, занимаясь воспитанием сына Николеньки. Ему кажется, что жизнь его уже кончена. Но Пьера, встретившегося со своим другом, поразила происшедшая в нем перемена. Слава как цель жизни была ложна. Андрей Болконский убедился в этом на собственном опыте. То, чего ему недоставало, открывается в споре с Пьером, вернувшим князя Андрея к жизни. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь лучше, никому не мешая, дожить до смерти», — говорит князь Андрей. «Надо жить, надо любить, надо верить», — убеждает его Пьер. Он убеждал своего друга, что нельзя жить только для себя. Князь Андрей жил ради похвалы других, а не ради других как он говорит. Позже они перешли от первоначального спорного вопроса к другим предметам. В процессе обсуждения герои пришли к согласию в одном пункте: делать добро людям можно только при условии существования Бога и вечной жизни. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь то, есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». На страстную речь Пьера князь ответил не отрицанием, а словами сомнения и надежды: «Да, коли бы это так было!». В конце концов, в споре князь Андрей, кажется, вышел победителем. На словах он являл свой скепсис и неверие, а на деле в тот момент переживал иное: веру и потому радость. Пьер не переубедил своего друга, тот не узнал от него что-либо новое, неизвестное ранее. Пьер пробудил в душе князя Андрея то, что было в ней. Князь Андрей оспаривает мысль Пьера о необходимости приносить людям добро, но то, что служит ей основанием — вечную жизнь Бога он ставит под сомнение, но не отрицает. Под влиянием Пьера началось духовное возрождение князя Андрея. После поездки в свои рязанские поместья «князь Андрей решился ехать в Петербург и придумал разные причины этого решения. Целый ряд разумных логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить ежеминутно был готов к его услугам». Сначала решил ехать, а потом придумал причины. За это время князь Андрей сделал многое. Он исполнил «все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата». Князь Андрей решил ехать в Петербург, чтобы принять деятельное участие в преобразованиях, которые намечались в начале царствования Александра I. Но автор сообщает о реформах Болконского между делом, уделяя им всего несколько строк. Зато подробно рассказывает о поездке князя Андрея в Отрадное — имение Ростовых. Здесь у героя формируется новое понимание жизни.
Все повести, вошедшие в цикл Петербургских повестей, объединены единством замысла и идеи. Через все повести яркой линией проходит образ столицы. Надо отметить, что образ Петербурга как столицы русского государства фигурировал во многих произведениях 30-х годов XIX века. Даже в стихах поэтов XVIII века воспевалась неувядаемая сила Петербурга, символизирующего могущество России. Гоголь подошел к образу столицы с иного аспекта. Эта тема была рассмотрена Гоголем с сатирических позиций. Внешний вид столицы менее его интересовал, чем образы ее обитателей, которые остаются в центре внимания писателя во всех повестях цикла. Цикл повестей открывает «Невский проспект», но описание самой улицы в нем отсутствует: перед читателем предстает улица-выставка, на котором показываются обитатели столицы, принадлежащие разным слоям столичного общества. На Невском проспекте люди ценятся по одежке, по внешнему виду, так как они являются показателями социального статуса человека, а личные качества, честь, достоинство, талант и на втором плане. Поэтому этот мир обманчив, за внешней привлекательностью скрываются обман и пошлость, призрачность и продажность. Автор призывает не верить Невскому проспекту, и эта мысль поддерживается во всех других произведениях цикла. Трагична судьба молодого и талантливого художника Чарткова в повести «Портрет». Встав на путь легкой наживы, он утрачивает свой талант. Гоголь фокусирует внимание на той мысли, что власть денег безнадежно портит людей, развращает их и тем самым уничтожает искусство. Заключительной повестью цикла повестей является знаменитая «Шинель», в которой автор продолжает широко распространившуюся к этому периоду в русской литературе традицию изображения «маленького» человека в качестве главного персонажа произведения. Героем произведения является мелкий чиновник-неудачник Акакий Акакиевич. Показывая нелегкую жизнь этого чиновника, автор не имел и малейшего желания посмеяться над ним, наоборот, он выступает с обвинением в адрес общества, тех порядков в нем, которые нравственно уродуют человека. В своих произведениях Гоголь объективно зовет читателей на борьбу за человеческие права. Вместе с тем писатель выступил маяком не только для многих начинающих писателей, но и достаточно известных, направив их по руслу натуральной школы.
И вот однажды сын мельника говорит: « Я пойду на гору, вход в нору камнями завалю. Дракон выйти не сможет – воровать скотину не будет». А сын у мельника детина здоровенный. С малых лет мешки с мукой таскает.
Услыхал эти речи рыцарь, тот, что под горой в замке живет. Рыцарь был хвастливый, но довольно часто попадал впросак.
«Не дело мельнику с драконами биться! Это моя работа! Я – рыцарь!» - гордо вскричал он.
Местные крестьяне хорошо знали рыцаря и согласно закивали головами: «Да, да, ты - рыцарь, тебе и биться с драконом».
Снарядился рыцарь. Надел самые крепкие и красивые доспехи, взял лучшего коня и поскакал на гору. Но конь - не коза – на гору не влезет. Оставил его рыцарь на лугу. Приказал пастуху следить за конем, а сам полез на гору.
Тяжело в доспехах лезть. Рыцарь и шлем скинул, и панцирь оставил. Лезет дальше и кричит:
-Дракон, выходи на честный бой!
А дракон коровой объелся, – спит давно, ничего не слышит.
Рыцарь упорно карабкается. Он уже и перчатки потерял, и наколенники у него слетели.
Кричит:
-Дракон…уф!…выходи!
Пока долез и щит, и меч потерял. Добрался наконец-то до норы драконовой. Отдышался немного и снова закричал:
-Выходи, дракон, на честный бой!
Проснулся от его крика дракон, зевнул сладко и спрашивает:
-Ты кто?
-Я рыцарь. Пришел тебя победить!
-Да? – удивился дракон, - А зачем?
-Ты воруешь коров и овец у крестьян.
-А чего они сами не пришли?
-Потому что я – рыцарь, и это мое дело – с драконами сражаться!
Дракон поднял рыцаря за шкирку, оглядел со всех сторон, и спрашивает:
-А ЧЕМ ты будешь со мной сражаться?
Рыцарь за перевязь хвать, – а меча то нету!
Дракон рассмеялся и вылетел из норы. Полетел на луг и проглотил рыцарского коня.
Но подавился! Закашлялся, вздохнуть не может. Увидал сына мельника и хрипит а тот и говорит: «Перестанешь наш скот воровать Дракон только головой закивал.
Сын мельника похлопал, как следует, дракона по спине и тот коня выплюнул. Поблагодарил дракон его, обещал больше скот не воровать и полетел к себе в нору.
А рыцарь пока спускался, случайно зацепился одеждой за острый камень и провисел почти всю ночь вниз головой. Звал на Но в деревне его никто не слышал, потому что далеко.
Когда дракону надоели его тоскливые крики, он отцепил рыцаря и унес в замок. Правда, посадил его на шпиль высокой башни.
Утром рыцаря благополучно сняли.