Простакова - главный персонаж бессмертной комедии Фонвизина, она движущая сила всего произведения, мать Митрофанушки, которая пойдет на все ради своего сына, и именно от нее зависит все, что происходит в жизни этого семейства. Особенность бытия состоит именно в отсутствии идеалов как таковых, здесь властвует грубость, низость, бездуховность, оскорбления. Простакова выступает в этом произведении в нескольких ролях: как мать Митрофанушки, как жена, как хозяйка, как сестра. По ее речи можно составить полное представление о ней, как о личности. Цитаты:
жена
-Что, что ты от меня прятаться изволишь? -Сам ты мешковат, умная голова. -А ты сам разве ослеп? -Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко. -Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? -Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь, проводить ее. Ноги-то не отнялись.
мать -Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. -Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. -Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка? -Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. -Поди, порезвись, Митрофанушка. -Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. -Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться.
хозяйка - А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? -Экое скотское рассуждение! -Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть. -Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…
сестра -Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. -Братец, друг мой! -Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем.
Такова она - Простакова, типичный представитель общества, неграмотная и необразованная, считающая образование ненужной роскошью. У нее нет понятия совести и честности в ее стремлении быть не хуже других помещиков, следовать столичной моде и бороться за своё собственное благополучие и благополучие своего сына.
Простакова абсолютно беспринципная особа, которая решится и на обман, и на подлость, ради своей выгоды. Жалкая двуличная помещица, власть и невежество которой были показателями для русских помещиков того времени.
Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.
Простакова - главный персонаж бессмертной комедии Фонвизина, она движущая сила всего произведения, мать Митрофанушки, которая пойдет на все ради своего сына, и именно от нее зависит все, что происходит в жизни этого семейства.
Особенность бытия состоит именно в отсутствии идеалов как таковых, здесь властвует грубость, низость, бездуховность, оскорбления.
Простакова выступает в этом произведении в нескольких ролях: как мать Митрофанушки, как жена, как хозяйка, как сестра. По ее речи можно составить полное представление о ней, как о личности.
Цитаты:
жена
-Что, что ты от меня прятаться изволишь?
-Сам ты мешковат, умная голова.
-А ты сам разве ослеп?
-Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
-Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?
-Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь, проводить ее. Ноги-то не отнялись.
мать
-Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти.
-Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку.
-Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
-Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
-Поди, порезвись, Митрофанушка.
-Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка.
-Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться.
хозяйка
- А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
-Экое скотское рассуждение!
-Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
-Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле…
сестра
-Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь.
-Братец, друг мой!
-Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем.
Такова она - Простакова, типичный представитель общества, неграмотная и необразованная, считающая образование ненужной роскошью. У нее нет понятия совести и честности в ее стремлении быть не хуже других помещиков, следовать столичной моде и бороться за своё собственное благополучие и благополучие своего сына.
Простакова абсолютно беспринципная особа, которая решится и на обман, и на подлость, ради своей выгоды. Жалкая двуличная помещица, власть и невежество которой были показателями для русских помещиков того времени.