Особое место в русской литературе занимают басни. Басни - это в основном короткие произведение, в которых с аллегорий баснописец раскрывает и высмеивает пороки общества, людей, человека. В основном в баснях используются образы животных, например, лисы, зайцы, волка, медведя. Но иногда героями становятся и неодушевленные предметы. Такое прием называют «эзопов язык», потому что именно Эзоп был первым баснописцем.
В русской же литературе самым знаменитым писателем басен является Иван Крылов. В своих смешных и обличительных произведениях он высмеивал людей и их плохие качества. Он чаще всего использовал образы животных. К примеру, лиса у него – это хитрое животное. Волк является символ силы и, в то же время, глупости. Ягненок – символ бессилия, символ слабости. Свинья в баснях И.Крылова представляется как животное-невежда.
С детства мы знаем и читаем много басен И.Крылова. Одна из самых известных, мне кажется, это басня, которая называется «Лебедь, Щука и Рак». В этой басне персонажи-животные отражают различных по характеру людей, которые стремятся к разным целям. Поэтому, когда этим разным людям понадобится сделать какое-нибудь дело, то им это не удастся, потому что все будут все по-разному делать. Так, в басне Лебедь стремится поднять воз ввысь, Щука хочет попасть в море, а Рак пятится назад. А мораль сей басни такова:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Иван Крылов практически всегда ясно выводит мораль своих басен, чтобы люди понимали, какой именно смысл он вкладывает в свои произведения.
В своих баснях И.Крылов также осуждает такие пороки, как лесть, невежество, глупость, бессилие, страх и так далее.
К примеру, в басне про Лисицу и Ворону баснописец описывает хитрую плутовку, которая с обмана получила сыр, принадлежавший вороне. А все произошло потому, что Ворона поддалась на лесть Лисицы, каркнула во все горло, чтобы продемонстрировать свой «ангельский голосок», а сыр сразу же и упал у Вороны из клюва. Таким образом Лисица получила свой сыр. А мораль такова:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Также, я считаю, что пороки, осмеиваемые баснописцами, присущи людям всех эпох и поколений. Ведь даже и сейчас лесть, невежество, страх порицается обществом, но все равно есть очень много людей, которые обладают подобными пороками. В русских баснях очень красиво продемонстрировано, как вредны подобные пороки общества.
антон павлович чехов — величайший юморист. нам известно множество его рассказов, хоть и маленьких, но удивительно интересных. каким же образом чехов добивается такого результата? попробуем разобраться в этом на примере рассказа “толстый и тонкий”. заголовок, как всегда, точный. уже из него мы узнаем о главных действующих лицах. но сразу интересная особенность. автор не дает героям конкретных имен: данная характеристика (толстый и тонкий) позволяет нам узнать намного больше. в названии заложен смысл произведения. мы сразу можем представить, что толстый — важный человек, может быть, занимающий высокую должность, а тонкий является мелким чиновником. тут мы уже видим свойственную чехову лаконичность. он сам писал: “умею коротко говорить о длинных вещах”. действительно, все коротко, но емко. добивается он этого с целой системы выразительных средств. любое юмористическое произведение чехова настроено на сиюминутность, на всем известные ситуации, вещи. но эта сиюминутность выражается не просто в упоминании такой вещи, а в особой точности упоминания, демонстрирующей совершенное ее знание автором и приглашающей читателя это знание разделить. да, автор уделяет огромную роль читателю. но вернемся к выразительным средствам. действие начинается внезапно: “на вокзале николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий”. мы сразу узнаем кто, где и что. мы видим, что встретились старые знакомые, а по их речи можно понять, что герои были в хороших отношениях. тонкий запинается от волнения, они дружески друг друга. читаешь" и чувствуешь благоприятную атмосферу их встречи. для показа настроения автор использует восклицательные предложения. “приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. оба были приятно ошеломлены”, — замечает автор. мы не перестаем удивляться мастерству чехова в умении характеризовать героев. чехов не описывает внешность, он обращает внимание на главное: “толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые тонкий был навьючен чемоданами, узлами и картонками”. чехов использует метафоры (например, лоснились губы), сравнения (например, как спелые вишни), эпитеты и другие художественные средства, а главное, он использует их изящно, с мастерством. каждое слово, каждая деталь раскрывает образ героев произведения. но есть вещи, которые описываются чеховым как бы мимоходом. их присутствие оправдывается тем, что явление рисуется во всей его целостности. так, например, читателю не важно знать про сына, про жену тонкого, но это необходимо для создания общей картины. действие развивается быстро. в результате изменения ситуации внезапно приходит развязка. оказывается, что толстый “уже до тайного дослужился”. стоит тонкому узнать это, и дружественная атмосфера вдруг куда-то пропадает. он запинается теперь еще чаще, но уже не от радости. чехов пишет: “тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его покривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, от лица его посыпались искры. сам он съежился, сгорбился, ” а дружественное обращение “милый мой” быстро заменяется на “ваше превосходительство”. тонкий вдруг стал часто прибавлять “-с”, да и прежних восклицаний поубавилось. толстому даже не понравилось “это чинопочитание”. он бросает: “ну, полно! для чего этот тон? ” а тонкий уже не может по-другому. чехов продолжает: “на его лице было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило”. чехов — один из немногих, кто может так ярко нарисовать картину. для него слово — орудие, которым он умеет мастерски пользоваться. какое емкое выражение — “почтительная кислота”! наверное, невозможно точнее охарактеризовать выражение лица тонкого. действительно, этого почтения так много, что даже кисло становится, тем более, что оно неискреннее. когда “приятели” прощались, тонкий три пальца, поклонился всем туловищем. она смешна, но и печальна. так в форму рассказа чехов смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. рассказ а. п. чехова “толстый и тонкий” актуален и сейчас, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека остается незамеченной) часто встречаются и в наши дни. но талант чехова заключается не только в том, что он видит и поднимает в своих произведениях социальные проблемы, но и в том, какими средствами он этого достигает. читая а. п. чехова, мы не перестаем восхищаться даром великого мастера слов.(
Особое место в русской литературе занимают басни. Басни - это в основном короткие произведение, в которых с аллегорий баснописец раскрывает и высмеивает пороки общества, людей, человека. В основном в баснях используются образы животных, например, лисы, зайцы, волка, медведя. Но иногда героями становятся и неодушевленные предметы. Такое прием называют «эзопов язык», потому что именно Эзоп был первым баснописцем.
В русской же литературе самым знаменитым писателем басен является Иван Крылов. В своих смешных и обличительных произведениях он высмеивал людей и их плохие качества. Он чаще всего использовал образы животных. К примеру, лиса у него – это хитрое животное. Волк является символ силы и, в то же время, глупости. Ягненок – символ бессилия, символ слабости. Свинья в баснях И.Крылова представляется как животное-невежда.
С детства мы знаем и читаем много басен И.Крылова. Одна из самых известных, мне кажется, это басня, которая называется «Лебедь, Щука и Рак». В этой басне персонажи-животные отражают различных по характеру людей, которые стремятся к разным целям. Поэтому, когда этим разным людям понадобится сделать какое-нибудь дело, то им это не удастся, потому что все будут все по-разному делать. Так, в басне Лебедь стремится поднять воз ввысь, Щука хочет попасть в море, а Рак пятится назад. А мораль сей басни такова:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Иван Крылов практически всегда ясно выводит мораль своих басен, чтобы люди понимали, какой именно смысл он вкладывает в свои произведения.
В своих баснях И.Крылов также осуждает такие пороки, как лесть, невежество, глупость, бессилие, страх и так далее.
К примеру, в басне про Лисицу и Ворону баснописец описывает хитрую плутовку, которая с обмана получила сыр, принадлежавший вороне. А все произошло потому, что Ворона поддалась на лесть Лисицы, каркнула во все горло, чтобы продемонстрировать свой «ангельский голосок», а сыр сразу же и упал у Вороны из клюва. Таким образом Лисица получила свой сыр. А мораль такова:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Также, я считаю, что пороки, осмеиваемые баснописцами, присущи людям всех эпох и поколений. Ведь даже и сейчас лесть, невежество, страх порицается обществом, но все равно есть очень много людей, которые обладают подобными пороками. В русских баснях очень красиво продемонстрировано, как вредны подобные пороки общества.