Художественные средства:
1). Использование «говорящих» имен и фамилий: Простакова, Стародум, Скотинин, Вральман, Правдин Цыфиркин, Кутейкин.
Митрофан - найденный матерью, подобный матери; Тарас - приводящий в смятение.
2). Положительные герои говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные герои используют просторечные слова, бранную лексику. Простакова: "А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире Скажи, болван, чем ты оправдаешься?"
Речь героев является средством их характеристики, она часто связана с фольклором: "Всякий женись на своей невесте", "Век живи, век учись", "Не хочу учиться, хочу жениться".
3) Каламбуры: еоргафия; вкусить блаженную кончину; заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
4) Разрушение фразеологизма: Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.Г-жа Простакова. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому.
Простаков (долго смотря) . Мудрено.
Скотинин. Я от роду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки.
Г-жа Простакова. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь.
Вральман: "Я савсегда ахотник пыл смотреть публик. Пыфало, о праснике съетутца в Катрингоф кареты с хоспотами. Я фсе на них смотру. Пыфало, не сойту ни на минуту с косел".
Тропы, стилистические фигуры:
1) Афоризмы: В человеческом невежестве весьма утешительно2) Эпитеты: друг сердечный; блаженную кончину.
3) Метафоры: лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду.Признаки сатиры и юмора:
1). Создание комических ситуаций: драка Простаковой со Скотининым, урок математики, "экзамен" Митрофана.
2). Алогизмы (высказывания героев, в которых нарушена логика), ирония и намёки.
3) Зоологизация: любовь Скотинина к свиньям; Вральман видит в Простаковых «лошаток». Таким образом подчеркивается низменность негативных персонажей.
В этой сказке добро, несомненно, побеждает зло, ведь маленький больной мальчик совершенно не боится уйти из жизни и идёт вместе с феей по дороге, где ходят те дети, которым очень плохо, эти дети набрасываются и топчут его так, что затаптывают и убивают, но зато другие дети находят волшебную книгу, книжку счастья, и несут её, и идут по дороге к замку, где находится заколдованная царевна. Дело в том, что сердце мальчика оказалось таким добрым, что он захотел счастья всех людей на свете, и не испугался смерти. Он отдал свою жизнь для того, чтобы все были счастливы: и дети на большой дороге, и дети, которые кричат от того, что им нехорошо, и старушка, и плотник, и милостыни мальчик, и его родители. Добро одного мальчика победило всех злых детей, своим добром он ведёт всех нас к счастью, и неважно, что мальчику совсем мало лет. Иногда даже совсем маленькие дети могут сделать много добра, и поэтому никакое зло не может нас победить. Самое главное в своём сердце иметь любовь ко всем людям, а мальчик как раз и любил всех людей на свете. Нехорошие дети прыгали на его могиле, но дело мальчика продолжат остальные дети, которые отыскали его книжку, и они тоже стали посланцами добра, как и маленький мальчик. Царевну в конце концов разбудят, зло исчезнет, и для всех нас наступит счастье.