В Запорожской Сечи отношения между казаками были братские, но субординация тоже имела место, причем в расчет брался не возраст, а время поступления в Сечь. Кто вступил в товариство раньше, тот звал вновь вступившего «сынком», а последний первого «батьком», хотя бы батьку было 20 лет, а «сынку» — 40. Новичок становился настоящим казаком лишь тогда, когда выучивался казацкой «регуле» (воинским порядкам и приемам) и умению повиноваться кошевому атаману, старшине и всему товариству.
Приходили в Сечь, конечно, люди разные, в том числе и с темным убийцы, проходимцы, преступники. Никто с них не требовал объяснений о своей жизни, но им приходилось либо в корне измениться, либо уйти, иначе они быстро знакомились со строгими правилами казачьей демократии. Суд и расправа были быстрыми и безжалостными.
Из преступлений самым великим считалось убийство. Так как казаки считали себя братьями, то убийство расценивалось как «братоубийство»; братоубийц закапывали в землю живыми вместе с убитым.
Смертью карались в Сечи воровство, разбой, укрывательство краденых вещей (даже одной), связь с женщиной и содомский грех (гомосексуализм). В Сечь не разрешалось приводить женщин, будь это даже мать или сестра. Каралась, впрочем, и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо это «к обесславлению всего войска простирается».
Смертью карались и те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и неповиновение и дерзость командирам. Роль следователя выполнял войсковой есаул, исполнителями приговоров были сами осужденные, если их было несколько, то они должны были поочередно казнить друг друга.
За воровство обычно привязывали или приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же. За неотдание долга приковывали цепью к пушке, пока должник не вернет долга или за него не внесет кто-то другой. За великое воровство (хищение в особо крупных размерах) виновных ждала шибеница (виселица). Шибеница стояла за границей Коша, и на казни могли присутствовать и посторонние. До нас дошли рассказы о том, что от шибеницы могла казака девушка, согласившаяся выйти замуж за преступника. Причем девушка годилась любая, даже незнакомая.
В самом начале рассказа автор характеризует своего героя как человека замечательного,
неутомимого, не знающего отдыха, не знающего устали.
“Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без лошаденки, взрезывал упругую грудь земли.
Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. . .”
Но сердце его рвалось на поля, нивы, где вся его жизнь. Работа дворником была слишком уж проста для него, не вровень той, которой он занимался в деревне все годы.
Тяжело было Герасиму при к новой жизни ("лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь") Он воспринимал себя здесь, будто в клетке. А вот окружающие уважать его за сноровку, огромную физическую силу, которую он принимал не для того, чтобы пугать людей, вызывать страх и уважение к себе, а для того, чтобы другим, как в случае с ворами.
А живет Герасим в коморке (опять клетка)
По обстановке можно многое рассказать о человеке, который тут проживает. Кровать Герасима, "истинно богатырская кровать" "сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы".Это говорит о его огромной физическая силе, о том, что- умелец, на все руки мастер (сам сделал её). "Столик прочный и приземистый","дюжий сундук"- Герасима - всё говорит о любви к прочности, основательности, порядку.
вроде так... удачи))