Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается "Бесприданница". Ее нередко сопоставляют с "Грозой", и в известной мере это справедливо. "Гроза" - главное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие. Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира "Грозы" и "Бесприданницы".
"Бесприданница" - драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова— человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость - все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.
Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих. Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.
Паратов для всех окружающих - большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Н
Эта сказка-быль поражает не абстрактными описаниями природы, а детальным рассмотрением каждого деревца, птицы, животного. Даже герои «Кладовой солнца» изображены не так четко, как окружающий мир. Сам автор говорил, что природа создавать уникальные произведения, настоящие шедевры. Вот почему даже когда ее самая маленькая частичка погибает, это становится печальной утратой. Пришвин называл людей, любующихся природой поверхностно, дачниками. Мне очень понравились описания окружающего мира в сказке-были «Кладовая солнца». Пришвин показал, что даже маленькая веточка и небольшой кустик могут быть прекрасными, уникальными. Сюжет произведения разворачивается на Блудовом болоте. Автор рассказывает нам в том числе и о пользе даров природы. Он отмечает, что клюква особенно полезна для здоровья (ее лучше всего собирать поздней осенью). Все мы знаем, что эта ягода отличается кислым вкусом. Пришвин дает подсказку: она будет особенно вкусна, если полежит под снегом всю зиму. Из произведения можно узнать еще много полезного. Например, мне было очень интересно читать, как отец объясняет Митраше все хитрости ориентирования в лесу без компаса. В «Кладовой солнца» особенное место отводится описанию Блудова болота. Автор говорит, что оно похоже на настоящее море со своими островами. Очень необычна история о том, как на болоте возникли деревья, как они развивались, переплетались своими корнями. Пришвин относится к ним как к людям, рассказывая, что миры животных и растений очень близки друг другу. Описание рассвета произвело на меня самое большое впечатление: ранним утром первый лучик солнца начинает скользить по верхушкам маленьких елочек, а потом – по щекам детей. Пришвин не менее внимателен к птицам. Он подробно описывает внешний вид и поведение ворон, тетеревов, петухов. Автор сочувствует всем живым существам. В карканье ворон перед дракой он слышит о Было очень интересно читать описания жизни волка, лисицы, зайца, птиц. Эти яркие рассказы мне понять, что каждое животное по-своему интересно. Пришвин наделяет человеческими чертами все в окружающем мире. Например, птицы подбадривали Митрашу и подсказывали ему верную дорогу, а елки не пропускали его пройти сквозь веточки, словно руками преграждая путь в опасное место. Читая описание брусники, можно подумать, что автор говорит о девушке (ягода тоненькая и стройная). Пришвин в своем произведении отводит человеку роль хозяина богатств, которыми наполнены леса, поля, болота, реки. Но автор уверен, что природа открывает дверцы своих кладовых далеко не всем, а только добрым и мудрым людям, умеющим распоряжаться бесценными дарами с умом. Окружающий мир устанавливает определенные правила, которых мы обязательно должны придерживаться, иначе за недостойное поведение придется дорого заплатить. В произведении «Кладовая солнца» разные природные явления становятся полноправными действующими лицами. Они или мешают, или людям. К примеру, ветер разрушает, солнце греет, елки не дают пройти. Ценность этой сказки-были в том, что все живые существа в ней описываются как люди с их проблемами, печалями, радостями, недостатками и достоинствами. Это дает возможность нам – подрастающему поколению – понять, что даже травинки страдают от боли, даже птицы обижаются и печалятся. Пришвин недаром стоял на защите всех живых существ. Писатель был уверен, что быстрое развитие технологий только навредит природе. Вот почему он стремился донести до нас мысль о ценности каждой частички окружающего мира, иначе беды не избежать.
Эта умная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради своего села. Это ли не сила характера -отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись отличного счастья? Это ли не сила характера тем, кто уничтожал твои достижения и победы? Даже этот недальновидный начальник признал за ней удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой». Женское ли это дело - «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине. Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед... Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться. Да и самой Марии Никифоровне Нарышкиной, думаю, никогда не придется сказать о себе так, как сказал Завокроно: «Мне почему-то стыдно». Он, мужчина, в своей жизни не совершил такого подвига, который совершила и которые продолжает совершать простая «песчаная учительница
"Бесприданница" - драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в "Грозе" вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова— человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость - все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, влияют на ее понимание людей.
Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". И Островский солидарен с этим мнением, хотя Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.
Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.
Паратов для всех окружающих - большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Н