Тысяча девятьсот сорок второй год. Весна. Латвийская станция Саласпилс — чистая, скромная и тихая, будто зачарованная. За ее невысокими строениями, на запад, к морю, стелется луг. На нем — первый в том году зной, желтые гусенята и старые задумчивые козы железнодорожников. Это сразу. А дальше шесть тяжких серых бараков, обнесенных пятью рядами колючей проволоки и восьмью сторожевыми вышками. Это лагерь военнопленных «Долина смерти». Кто его назвал так — неизвестно, но люди с воли знают, что осенью немцы привезли туда две тысячи раненых советских командиров,— железнодорожники считали на станции, чтобы знать и запомнить. А теперь пленных осталось пятьсот человек, не больше...
На станции знают — видно же — что посреди лагеря стоит тополь,— огромный, прямой, старый. В тихие дни его раскидистая крона зеленеет светло и прозрачно, а под ветром с моря тополь напрягается, гудит и листва его становится седой, почти белой. От земли и пока достает рука самого высокого человека тополиный ствол лишен коры,— объели пленные. А тополь почему-то не засыхает и листья на нем не свертываются в трубочку, не жухнут.
Главная черта Тараса Бульбы - его глубочайший патриотизм. Этот человек живет и дышит им. Встречая своих сыновей после долгого расставания, он испытывает боевые качества старшего вместо отцовских объятий. Это было суровое время и оно диктовало свои правила. Мужчина должен был быть бесстрашным воином, казаком.
Однако в произведении описываются не только сильные и смелые воины, автор развернуто и ярко рисует красивейшие образы родных для Бульбы краев. Эту прекрасную страну и защищают казаки.
Старший сын Тараса Остап – его гордость, он настоящий воин своего времени. Этот герой описан отважным, сильным и спокойным. Он предан освобождению Малороссии от шляхты. Важнейшее занятие для Остапа - это ратное дело, и кроме этого его ничто больше не интересует. Он погибает, как настоящий герой, оставаясь верным своему делу.
Второй сын Андрий из-за своей любви становится в глазах отца предателем. Образ Тараса приближен к библейским героям, это можно проследить в сцене казни младшего сына. Вся его жизнь была положена на служение отчизне, он уничтожал врагов твердо, и так же безжалостно казнил сына-предателя.