Впервые Пугачев появляется в романе в образе провожатого Петра Гринева. Описание его внешности лаконичное, но при том вполне исчерпывающее: «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Крепкое телосложение могло бы навести на мысль о том, что это простой крестьянин, однако выражение лица и глаз создают совершенно особенное впечатление! Тень плутовства на лице и живые, сверкающие глаза – это именно те черты, которые на протяжении всего произведения неоднократно подчеркиваются, именно они выдают в нем бунтовскую натуру, дух авантюризма и дерзость: «Пугачев устремил на меня огненные свои глаза», «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости» и т.д. (ну ты понял)
В дальнейшем Гринев видит Пугачева уже предводителем казаков. И выглядит он соответствующе: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Ничто, кроме этих глаз, не могло в нем выдать обычного оборванного пьяницу-провожатого, которому Гринев подарил судьбоносный заячий тулуп, даже не подозревая о том, какую службу он сыграет ему в дальнейшем. Поведение Пугачева соответствует его статусу: он сидит, гордо и важно подбочась, и уверенно играет роль государя Петра III, чье имя он со свойственной ему дерзостью присвоил. Примечательно также, что при всей жестокости Пугачева Гринев отмечает, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».
Колоритная и весьма примечательная фигура Пугачева изображена в романе «Капитанская дочка» с буквально нескольких штрихов, однако они позволяют полностью раскрыть личность предводителя восстания. Жестокий убийца, ослепленный жаждой крови – таким его рисуют историки. Пушкин же предлагает взглянуть на него с другой стороны. Да, Пугачев жесток, однако и ему не чужды великодушие, обязательность и честность.
1) Жил-был добрый царь Матвей;Жил с царицею своей
Вместе с ней объемлет он
Духу не было в домах
2) Дочь царица родила.Дочь прекрасна так была,
3)Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых;
4) А незваная стоит Над царевной и ворчит:"На пиру я не была,
5) Он дает такой указ:"Запрещается от насПовстречаешь ты беду;
Но подарок принесла:
В этом возрасте своем
Прясть, сучить, чтоб веретен
На шестнадцатом году
Он в согласье много лет;
6) Все исчезло из очей;На нее находит сон;
Весь огромный царский дом
7) И у бора вдруг один Очутился царский сын.
8) Жарко рдеющих ланитИ дыханьем уст облит,
И ее поцеловал.Вмиг проснулася она;
9)Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил;В нашем царстве сеять лен,
Он души не удержал
В фильме "Михайло Ломоносов" персонаж читает эти стихи своей дочке. И это логично. Детство - пора такой свободы, как описано в стихотворении