Массовые сцены в произведния А.Н. островского "Гроза" дает нам полную картину взаимоотношений в обществе того времени. Дикой, который не желает платить своим работникам представляеся типичным "барином", купчиха Кабаниха, злобной мегерой- свекровью с неустроенной личной жизнью, потому и тиранищая рохлю-сына. Её дочь Варвара живущая по принципу "что можно делать,что хочешь, только бы шито да крыто было". Изобретатель-утопист Кулигин со своими новаторскими идеями остаётся не понятым, ибо как ответил на его идею громоотвода Дикой" что гроза — это наказание господне, а никакое не "елекстричество", обзывает Кулигина безбожником и татарином. Барыня с лакеями, типичкая бабка-кликуша, всех пугает "гееной огненой" за грехи тяжкие.Феклуша, представитель обычного в то время " источника информации"т.е переносчик слухов и домыслов. чего только стоит её высказывание:"настали последние времена, что по другим городам "содом": шум, беготня, езда беспрестанная". Рассказывает, что в Москве все торопятся, что "запрягают огненного змия". Кудряш, обыкновенный конторский служащий,но при этом дать отпор и Дикому и Кабанихе. Борис, пленянник Дикого , вынужденный ради призрачного благополучия своего и сестры, терпеть "дядюшку", влюбленый в замужнюю женщину,но не находящий в себе достаточной внутренней силы для решение их проблемы и пускающий всё на самотёк. Глаша, девка в доме Кабановых, раскрыв рот слушает странницу Феклушу, "которая рассказывает обо всем , а то бы так дураками и померли." Тихон Кабанов который вроде и любит жену, но маменьку боиться больше.Безвольный, при каждом удобном случае сбегающий из дома и уходящий в запой. и наконец Катерина, выросшая в доме, где её любили, " Ей снились необыкновенные сны, в которых пели "невидимые голоса", пахло кипарисом". попав в семью мужа, где жесткой рукой правит свекровь, а весь быт построен на унижение и страхе потихоньку её мир рушится, Борис кажется тем единственным утешением в унылов беспросветной действительности. и в какой-то момент находит понимание,что "Да что домой, что в могилу! В могиле лучше... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны. Не пойду туда!" Подходит к берегу: "Друг мой! Радость моя! Прощай!". Общество в котором прав тот у кого больше влияния и денег, где в чести лесть и мракобесие.Искренность и самопожертвование не в чести.
Вторая часть. Глава 21 "Полет", Как такового анализа не буду писать, коротко только: в этой главе Маргарита мстит за Мастера критику Латунскому. Здесь показывается Маргарита с совершенно другой стороны: из тихой и страдающей по любимому женщины она превратилась в ведьму, ощутившую всю власть и силу. Очень ярко представляется то, как женщина крушит мебель, устраивает потоп и разбивает окна "Дома Драмлина". Лично мне понравился момент, как Маргарита успокаивала проснувшегося от всего этого шума ребенка.
Какие сложные и неоднозначные чувства вызвал во мне рассказ п. мериме «матео фальконе» ! следуя суровому кодексу чести корсики, главный герой произведения ли шил жизни своего десятилетнего сына, совершившего своеобразное предательство. матео фальконе красив: у него черные как смоль курчавые волосы, огромный нос, тонкие губы, лицо цвета дубленой кожи и большие живые глаза. этот человек прославился своей меткостью и сильным несгибаемым характером. его имя было знаменито на корсике, и матео фальконе считался «таким же хорошим другом, как и опасным врагом» . сыну матео фальконе, фортунато, всего десять лет, но он смышленый, умный и внимательный мальчик, «надежда семьи и наследник имени» . он еще мал, но на него уже можно оставить дом. однажды, когда родителей не было дома, фортунато лицом к лицу встретился с беглецом, которого преследовали вольтижеры. беглец был ранен и решился обратиться к доброму имени фальконе в надежде, что здесь ему гут переждать опасность. за плату фортунато спрятал этого человека в стогу сена. спокойно, хладнокровно и насмешливо встречает фортунато преследующих нарушителя стрелков во главе с грозным сержантом гамбой — дальним родственником фальконе. уверенный в том, что славное имя защитит его, мальчик долго пытается убедить солдат, что никого не видел. однако многие факты сержанту, что беглец скрывается неподалеку, где-то здесь, и он соблазняет маленького фортунато часами. мальчик, не выдержав искушения, выдает убежище спрятанного им беглеца. родители фортунато — гордый матео с женой — появляются тогда, когда беглец уже связан и обезоружен. когда сержант объясняет матео, что в поимке «крупной птицы» им маленький фортунато, матео понимает, что сын совершил предательство. его славное имя и репутация опозорены; презрения полны слова пленника, брошенные через плечо: «дом предателя! » матео понимает, что скоро все вокруг будут знать об этом событии, к тому же сержант обещает упомянуть имя фальконе в рапорте. жгучий стыд и негодование охватывают сердце матео при взгляде на сына. фортунато уже понял свою ошибку, однако отец непреклонен. не слушая объяснений и не принимая извинений, матео с заряженным ружьем ведет своего насмерть перепуганного сына в маки — густые заросли кустарника. развязка новеллы жестока и неожиданна, хотя ее и можно было предвидеть. матео фальконе, подождав, пока мальчик прочитает все известные ему молитвы, убивает его. материал с сайта суровые законы научили матео, что расплата за предательство может быть только одна — смерть, даже если это лишь проступок ребенка. совершая преступление в глазах отца, мальчик был лишен права на исправление ошибки. и все дело не в том, что матео фальконе злой или плохой отец, а в том, что наши понятия о любви и ненависти, чести и бесчестии, справедливости и преступлении слишком различны. я не одобряю поступка фортунато, однако бесповоротность и бескомпромиссность действий его отца меня пугают. в новелле п. мериме нет однозначно положительных или однозначно отрицательных героев. автор говорит нам о том, что жизнь сложна и многоцветна, учит нас видению не только результатов, но и причин совершаемых поступков.