Одним из наиболее популярных стихотворений пейзажно-философской лирики является произведение «Зимняя ночь в деревне». Эта жемчужина русской поэзии в первописном варианте была напечатана уже в 1854 году в ежемесячнике «Библиотека для чтения». Немного позже автор изменил содержание стиха. И в таком усовершенствованном виде произведение переведено многим языками, а литературные критики оценили его по достоинству.
Тема поэзии – изображение удивительной картины зимнего вечера, когда все село пребывает в полной тишине. Однако композиционно стихотворение можно разделить на две подтемы, ведь с 6 строфы автор ведает нам о том, что происходит в доме больной старушки, мысли которой все о том, как без нее будут жить «горемыки-детки». Идея произведения – зов автора к читателям быть более чувственными к тому, что происходит вокруг нас.
Полный вариант стихотворения состоит из шестнадцати четверостиший. Рифмовка стиха перекрестная, стихотворный размер – трехстопный ямб (двухсложная стопа с ударением на второй слог), 1 и 3 строка – рифма женская (ударение на предпоследнем слоге, 2 и 4 – мужская (на последний слог падает ударение).
В Никитинском произведение «Зимняя ночь в деревне» есть такие художественные приемы, как метафора («сонное село», «потонул и напев печали»), сравнение («снег сверкает синим огоньком», «крест …, как свеча»). В последней строфе стихотворения ярко выражена анафора, когда три строки начинаются союзом «и». В первой – ассонанс, так как звук «е» повторяется довольно часто.
Что касается поэтического синтаксиса произведения, то здесь присутствует и риторический вопрос: «Кто их приласкает…?», и синтаксический параллелизм: «сияет месяц» – «белый снег сверкает».
При одном воспоминании о зимней ночи у многих возникает чувство спокойствия, когда все вокруг дремлет после трудового дня. Символом умиротворения в стихотворении Никитина является «Божий храм», надежности и защищенности – спящие избушки. Однако в этом произведении присутствует прием антитезы.
Когда вокруг «тишина немая», в одном из домов «огонек горит». Здесь тревожится за будущее сироток их бабушка, однако завершает свой рассказ поэт оптимистической ноткой о том, что все будет хорошо после пробуждения нового дня.
Можно было посмотреть в интернете
дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, - был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя. Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице.