Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее
(Л.Н. Толстой об «Обломове»)
Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный у настоящей публики
(Л.Н. Толстой)
Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова
(И.С. Тургенев)
Из всех нынешних писателей он один, только он один приближается к идеалу чистого искусства, тогда как все другие отошли от него на неизмеримое пространство… Талант его не первостепенный, но сильный, замечательный…
(В.Г. Белинский)
В нем, как в магическом зеркале, отражаются и по воле его останавливаются, застывают, отливаются в твёрдые недвижные формы – все явления жизни, во всякую данную минуту. Он может, кажется, остановить саму жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неуловимый миг её, чтобы мы вечно на него смотрели, поучаясь или наслаждаясь
(Н.А. Добролюбов)
В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова
Повесть «Капитанская дочка» очень серьезное произведение. И хоть в ней речь идет о важных лицах, но мы, в первую очередь, обратим внимание на героя, который никогда не будет сидеть на равных за богатым столом с боярами, и не будет кататься на собственной колеснице. Ведь его положения далеко от всей этой роскоши. Да и будучи самим собой, он вряд ли смог бы достичь чего-то подобного. Впервые Савельич появляется перед нами в то время, когда Петру Андреевичу из семьи Гриневых исполняется пять лет. Это был крепостной слуга, который за хорошее поведение был удостоен новой должности дядьки. Теперь он стал воспитателем. И хоть до сих пор оставался слугой и не имел своей свободы, но ему больше не нужно было заниматься лошадью барина и другой тяжелой работой. Итак, Савельич стал учить мальчика грамоте. После семи лет такой учебы, он выучил грамоту. Крепостной очень привык к Петру. Но идиллия длилась не долго. Отец мальчика нанял нового учителя. По словам нашего героя, ему это явно не понравилось: «Слава богу…кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги…». Савельич очень сильно был огорчен тем, что барину было мало своих людей: «… и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!» Наш герой по-настоящему стал ревновать мальчика, к которому так привык. Ему никак не хотелось, чтобы новый учитель французского и немецкого языков, стал для Петра Андреевича лучшим наставником, чем он сам. Но скоро Савельич снова остался один с мальчиком. Гринев должен был уехать на службу. Сына взял с собой, а Савельич поехал в качестве няньки. Последний был так рад такому ходу событий, что постоянно читал морали Петру: «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что не годен… Выпей-ка огуречного рассолу с медом…Не прикажешь ли?» В последней фразе не понятен до конца мотив Савельича. Он, то ли признает себя ниже мальчика, как слуга, то ли, наоборот, намекает на дружественные отношения. Наверное, и то и другое. Савельич настолько прост и открыт, что заставляет читателей умиляться. Также, анализируя образ Савельича стоит отметить, чтот тот был очень набожным человеком: «Бога ты не боишься, разбойник!», «Господи владыко», «Слава тебе, владыко!», «Бог видит…», «Господи царю небесный…», «…бога буду молить», «…сказал он перекрестившись», «побойся бога», «ради бога», « старик крестился, читая про себя молитву», «…почивай себе до утра, как у Христа за пазухой». Но, вместе с этим, в его устах часто появляются не очень красивые выражения: «пьяница оголелый», « проклятый мусье». Речь Савельича очень проста. Он часто говорит о самом себе. Но редко осуждает свои поступки. Он очень хороший слуга. В Савельиче никогда не было никаких злых умыслов против своего господина. Больше того, он готов был отдать жизнь ради Гринева. Даже когда пришел момент расстаться с хозяином, тот нашел себе утешение в том, что будет теперь служить невесте своего хозяина. В образе Савельича Пушкин раскрыл свой талант – показывать в одном человеке так много качеств. Ведь, на самом деле, каждый человек многогранен. У всех есть внешняя оболочка, которую мы видим, и богатый внутренний мир, где спрятаны все мотивы и тайны. Только талантливый писатель может раскрыть на бумаге образ, который оживет во время чтения.
(Л.Н. Толстой об «Обломове»)
Обломов – капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова и перечитываю его ещё раз. Но что приятнее ему будет – это, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный у настоящей публики
(Л.Н. Толстой)
Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова
(И.С. Тургенев)
Из всех нынешних писателей он один, только он один приближается к идеалу чистого искусства, тогда как все другие отошли от него на неизмеримое пространство… Талант его не первостепенный, но сильный, замечательный…
(В.Г. Белинский)
В нем, как в магическом зеркале, отражаются и по воле его останавливаются, застывают, отливаются в твёрдые недвижные формы – все явления жизни, во всякую данную минуту. Он может, кажется, остановить саму жизнь, навсегда укрепить и поставить перед нами самый неуловимый миг её, чтобы мы вечно на него смотрели, поучаясь или наслаждаясь
(Н.А. Добролюбов)
В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его – заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова
(Н.А. Добролюбов)