Жанр «Євшан-зілля»: ліро-епічний твір, поема. Тема «Євшан-зілля»: зображення перебування у Володимира Мономаха ханського сина , який потрапив до Русі разом з ясиром; повернення хлопця на Батьківщину за до вшан-зілля. Ідея «Євшан-зілля»: возвеличення любові до рідного краю, його безмежних просторів, природи, народу; засудження тих, хто занедбав свою країну і відцурався від неї. Основна думка: 1) щастя можна знайти тільки на рідній землі; 2) «…хто матір забуває, того бог карає, того діти цураються, в хату не пускають». 3) Краще в ріднім краї милім Полягти кістьми, сконати, ніж в землі чужій, ворожій в славі й шані пробувати. Композиція «Євшан-зілля» • Експозиція: пророкування, суть якого буде розкриватися у творі. Критика тих, хто край свій рідний «…зацурали, занедбали…». • Зав’язка: ханський син потрапив з ясиром до князя Володимира; бажання половецького хана за до гудця повернути єдину дитину на Батьківщину. • Кульмінація: хлопець згадав рідний край за до вшан-зілля. • Розв’язка: роздуми автора над складною долею українського народу, який потрапив у полон до хана і не має вже шляху вороття додому. Художні засоби “Євшан-зілля” епітети:слова гучні і мальовничі; пісня рідна, половецька, невпинна; вчинки войовничі; спів ніжний, колисковий любий, сильний, дужий; рідний степ, вільний, пишнобарвний квітчастий; край веселий: в землі чужій, ворожій; кохана дитина; вдача молодецька; походи молодецькі; він сидить німий, байдужий;чарівне зілля; метафори: оповідання зворушує почування, таїться пророкування;сну не знають його очі; кров’ю з серця слово точиться; виглядають очі; ти шугаєш соколом. Вовком скачеш порівняння: наче вітер у негоду, загула пісня, мов скажена хуртовина, мов страшні громи стогнали струни і той спів; Риторичні питання і звертання: Україно! Мамо рідна! Чи не те ж з тобою сталось? Чи синів твоїх багато на степах твоїх зосталось? синоніми: зажурився, засмутився; улещає, намовляє; йде, приходить; шугаєш. Короткий зміст «Євшан-зілля» Горе тій людині, яка відцуралась від свого і, потрапивши на чужу землю, забула рідне слово, блиск материнських очей та мозолисті руки батька. Йдеться в поемі про взятого в полон сина половецького хана, якого, хоч він і був у неволі, оточили розкошами, і він став забувати рідний степ, бо вже звик до чужини. Хан страждає від розлуки з сином, і тоді він посилає старого віщуна, щоб той повернув додому юнака. Але це доручення виявилося дуже складним. Бо на юнака не подіяли ні розповіді про батькові сльози, ні половецькі пісні: «…де пустка замість серця, порятунку вже не буде!» Тоді посланець дав понюхати зав’язане у вузлику зілля, привезене з батьківщини. Сталося диво: перед очима хлопця постав рідний степ — «широкий, пишнобарвний і квітчастий». Історія написання «Євшан-зілля» Доля України, проблема історичної пам’яті її народу турбувала поета повсякчас, у 1895 році він написав прекрасну зворушливу поему «Євшан-зілля». Цей твір — авторська інтерпретація дуже давньої легенди, про яку М. Вороний дізнався з Іпатського літопису. Автор її не просто переповідає, а переосмислює поему в науку своїм сучасникам, які зневажливо ставилися до рідного краю. Поема переносить нас у часи існування Київської Русі, під час князювання Володимира Мономаха. В поемі «Євшан-зілля» проблема, яку піднімає автор, є актуальною і сьогодні, бо розкидала мачуха-доля українців по різних куточках земної кулі. І є нашого цвіту та й по всьому світу. Але хочеться, щоб кожен завжди пам’ятав предковічну, прадідівську землю, що відома всюди своїми рясними щедротами: хлібом-сіллю і піснею, чесною звитягою і милосердям до скривджених.
Джерело: https://dovidka.biz.ua/yevshan-zillya-analiz/ Довідник цікавих фактів та корисних знань © dovidka.biz.ua
На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе «Гроза» Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина — главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики других персонажей, описание жизни города — всё это складывается в обличающую трагическую картину, переданную фотографически точно. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского не ограничивается лишь авторским комментарием в перечне действующих лиц. Драматург не даёт оценки поступкам героини, снимая с себя обязанности всезнающего автора. Благодаря такой позиции каждый воспринимающий субъект, будь то читатель или зритель, сам может дать оценку героини исходя из своих моральных убеждений.
Катя была выдана замуж за Тихона Кабанова, сына купчихи. Именно выдана, ведь тогда, согласно домострою, брак был скорее волеизъявлением родителей, чем решением молодых людей. Муж Кати представляет собой жалкое зрелище. Безответственность и инфантильность ребёнка, граничащие с идиотией, привели к тому, что Тихон не ни на что, кроме пьянства. В Марфе Кабановой в полной мере воплотились идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству». Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви. Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.
Сны Катерины позволяют ей ненадолго сбежать из реального мира. Там она свободна, словно птица, вольна лететь куда хочет, не подчиняясь никаким законам. «А какие сны мне снились, Варенька, — продолжает Катерина, — какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Однако в последнее время Катерине стал присущ некий мистицизм. Повсюду ей начинает видеться скорая погибель, а во снах она видит лукавого, который горячо обнимает её, а после губит. Эти сны были пророческими.
Катя мечтательна и нежна, но вместе с её хрупкостью в монологах Катерины из «Грозы» видна стойкость и сила. Например, девушка принимает решение выйти навстречу Борису. Её одолевали сомнения, она хотела выбросить ключ от калитки в Волгу, думала о последствиях, но всё же сделала важный для себя шаг: «Бросить ключ!
Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!» Дом Кабанихи опостылел Кате, Тихона девушка не любит. Она думала над тем, чтобы уйти от мужа и, получив развод, честно жить с Борисом. Но от самодурства свекрови скрыться было некуда. Своими истериками Кабаниха превратила дом в ад, пресекая любую возможность для побега.
Катерина удивительно проницательна по отношению к самой себе. Девушка знает о своих чертах характера, о решительном нраве: «Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» Такой человек не будет подчиняться самодурству, не будет подвержен грязным манипуляциям со стороны Кабанихи. Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, была почти бесправным приложением, функцией которого было деторождение. Кстати, сама Катя говорит, что дети могли бы быть её отрадой. Вот только у Кати нет детей.
Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина — Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.
В произведении Островского «Гроза» Катерина и характеристика её образа по-разному воспринималась критикой. Если Добролюбов видел в девушке символ русской души, терзаемой патриархальным домостроем, то Писарев видел слабую девушку, которая сама загнала себя в такую ситуацию.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/harakteristika-kateriny-iz-pesy.html#ixzz5UIjAqJwa
Произведение А.Н.Островского "Снегурочка" - это сказка о Снегурочке, дочери Весны и Мороза. Девочка хотела жить среди людей и испытать те же чувства, что и люди. Она хотела любить и быть любимой. Но, испытав много разочарований, она погибла.