Тема – В произведении автор поднимает множество социальных проблем, среди которых – беззащитность честных бедных людей перед продажным правосудием, конфликт отцов и детей, защита собственной чести и многие другие.
Герои - Андрей Гаврилович Дубровский,
Владимир Дубровский, Троекуров Кирилла Петрович, Марья Кирилловна, Дефорж, Князь Верейский.
Поэт ещё в юности был склонен к подобным размышления, он касался многих вечных тем. В его поздних произведениях затрагивалась тема религии: он не рассматривал "оболочку", он проникал вглубь, охватывал взглядом все аспекты непростых вопросов веры. В детстве он читал многих древних поэтов. Да уж, в старые времена что поэт, что философ-одно и тоже!
Его философская лирика довольно своеобразна. Она носила какой-то личностный характер. Философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний.
Ещё ранее в лицее он задумывался над такими вопросами, но смотрел на это довольно беспечно. Он считал, что вся радость только в пирушках да гулянках.
"До капли наслажденье пей,
Живи беспечен, равнодушен!
Мгновенью жизни будь послушен,
Будь молод в юности твоей!"
Одно из его юношеских стихотворений.
К середине двадцатых годов поэт переживает мировоззренческий кризис. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.
Период после поражения восстания декабристов был ещё тяжелее, ведь многие из них были его друзьями. Он чувствует вину за это, он трагично смотрит на всё вокруг, погружаясь в отчаяние.
И всё-таки, нельзя сказать, что Пушкин отказывался от жизни. В своём стихотворении "Элегия" поэт заявляет обратное. Несмторя на все трудности и утраты, он продолжает жить.
За полгода до своей гибели на дуэли, Пушкин пишет очередное стихотворение, в котором словно бы подводит итог своей жизни.
"Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит."
Федор Михайлович Достоевский незадолго до нового 1876 года побывал с дочкой на елке в клубе художников, а затем посетил детскую колонию. Примерно в это же время писатель часто встречал на улице нищего мальчика. Предновогодние впечатления вскоре появились в виде рассказов в «Дневнике писателя». Один из них называется «Мальчик у Христа на елке».
Небольшое произведение критики приняли восторженно, некоторые даже назвали его шедевром. Любил этот рассказ и сам автор, не раз читал его на литературных вечерах. Пришлась по душе трагическая история про шестилетнего мальчика и читателям. С 1885 по 1901 год рассказ 22 раза выходил отдельным изданием.
Жанр произведения можно определить как «святочный рассказ», характерный для русской литературы. Его основные признаки: описание доброго и чудесного события, изменившего жизнь к лучшему, присутствие среди героев маленького мальчика – напоминание о новорожденном Иисусе. Время действия – Рождество или Святки. Рассказ должен иметь счастливый конец.
Все условия в произведении были соблюдены, кроме хорошего финала. Здесь Достоевский не счел нужным приукрашивать действительность. Ведь в его других рассказах о детях маленькие нищие по на улицах, а затем часто попадают в колонии. Вполне вероятно, что такая судьба ждала и героя этого рассказа, если бы он не замерз на улице.
По традиции в предпраздничные дни люди строят вертеп, который символизирует пещеру, где родился Иисус. Ведь Богоматери не нашлось места в городе. Достоевский сгущает краски, но параллель прослеживается четко: на одной из улиц перед Рождеством стоит вертеп-подвал с мертвой женщиной, которая приехала в город и не нашла здесь места ни себе, ни своему ребенку.
В рождественские дни на Руси принято бедным и обездоленным. Этой традиции придерживаются представители всех слоев общества. Но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия.
Смерть шестилетнего ребенка от голода и холода – преступление всего общества. Виновны и старуха в подвале, и полицейский, и продавщицы в кондитерской, и другой мальчик, который ударил нашего героя и сорвал с него картуз. Достоевский несколько раз подчеркивает, что этот вымысел вполне реален. К тому же, случай не единичный. На елке у Христа маленький герой встречает много мальчиков и девочек, чьи судьбы загублены равнодушием взрослых.
Достоевский не называет город, где происходит это трагическое событие, хотя по описаниям легко угадывается петербургский колорит. С той же целью не сообщает он имя мальчика, подчеркивая, что случится подобное может с каждым и везде.
Достоевский нам взглянуть на мир глазами ребенка, прочувствовать его переживания. Для большего погружения в детский мир писатель использует слова в уменьшительно-ласкательной форме: «куколка», «скрипочка», «копеечка», «халатик» и т. д.
Композиционно «Мальчик у Христа на елке» построен на контрастах. Ужасный подвал с мертвой женщиной сменяется ярко освещенными предпраздничными улицами, где все богато, красиво и вызывает детский восторг. Но очень быстро ребенок понимает, что весь этот чудесный мир со сладкими пирогами, игрушками и нарядными елками спрятан от него за толстым стеклом. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой.
Затем опять контраст – елка у Христа, где мальчик свой, его любят и принимают. Рядом такие же дети, его несчастная мать улыбается, а Христос очень добрый. Бедный мальчик не нашел сочувствия и любви на земле, а только во сне, в Царстве Небесном. Параллели с рождественской библейской историей заостряют внимание читателя на том факте, что люди так же холодны сердцем и жестоки, как и две тысячи лет назад.
Достоевский не раз обращался в своих произведениях к детским трагедиям, к теме бедных и обездоленных. Он хотел, чтобы в каждом человеке проснулась совесть, пробудилась ответственность за происходящее, чтобы люди не были равнодушными.
Андрей Гаврилович Дубровский,Владимир Дубровский,Кирила Петрович Троекуров,Марья Троекурова,Князь Верейский,Шабашкин,Дефорж.