1.платон каратаев - центральный персонаж романа-эпопеи л.н.толстого «война и мир» (1863-1869), солдат апшеронского полка, встретившийся пьеру безухову в плену и научивший его видеть жизнь так, как видят «они», простые люди.2. до встречи с каратаевым пьер пережил свой самый сильный душевный кризис. с той минуты, как он увидел страшную сцену расстрела невинных людей солдатами, не хотевшими этого делать, “в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось в нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую душу, и в ” платон каратаев пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, избавиться от мучившего его страшного вопроса: “зачем? ” пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни - в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. именно в плену, каратаеву, испытаниям и лишениям, пьер вновь обрел веру в бога, научился ценить саму жизнь, бросил, как пишет толстой, “умственную зрительную трубу”, в которую он смотрел через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. конечно, путь исканий пьера не заканчивается на этом, он продолжается и дальше, что видно из эпилога. но эти поиски будут опираться теперь на прочный общей жизни, в которую вошел пьер, на необходимость любви ко всему, что его окружает. это знание приобрел пьер в общении с платоном каратаевым, который явился для него высшим воплощением простоты, добра и правды.5. в образе платона каратаева толстой изобразил мирное, доброе, духовное начало, предельно усилил, укрепил в нем черты простого человека, сделал его олицетворением всего доброго, , круглого. это проявляется во всем: во внешнем облике- округлости его головы, спины, рук, движений; в улыбке, ласковости и любовной расположенности, с которой он относится к каждому живому существу - солдатам, пьеру, французам (они тоже для него часть мира, который он любит), своей лиловой собачонке. это проявляется в округлости, в движениях, жестах, особой ладности его занятий, самых разнообразных дел, которыми он занят непрерывно и в которых проявляет одинаковое умение. толстой пишет, что, попав в плен, платон каратаев отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому или “христианскому”, как он выговаривал, народному складу.
Тарас бульба-сын боевого и трудного времени. в образе тараса бульбы — главного героя одноименной повести н. в. гоголя — воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков. вся жизнь тараса была неразрывно связана с сечью. суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». его «нежба» — чистое поле да добрый конь. служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам сечи. это был один из числа коренных, старых полковников — мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «все давало ему перевес перед другими, — пишет гоголь, — и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к » бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали тараса бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести». многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. тарасу все это было не по сердцу. он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».