Отрывок из былины «Илья Муромец и Калин – царь». Я, царь Калин, татарами правил, татар мне мало Подает гонең грамоту, а в той грамоте писано: застаклю коней стеречь, Княтию - на кухню лепешки печь». как - - я Русь захотел. Ты сдавайся мне, князь киевский, не о всю Русь огнем сожгу, конями потопчу, запрягу в телеги мужиков, порублю детей и стариков, тебя князь, Встал тут Илья, расправил богатырские плечи, вышел из погреба, сел на Бурушку косматушку, поскакал в татарский стан. Ехал- ехал, до татарского войска доехал. Взглянул Илья Муромец, головой покачали: в чистом поле войска татарского видимо- невидимо, серой птицей вокруг в день не облететь, быстрому коню в неделю не объехать. Среди войска татарского стоит золотой шатер. В том шатре сидит Калин царь. Сам царь столетний дуб, ноги бревна кленовый, руки - грабли еловые, голова как медный котел, один ус золотой, другой серебряный. Увидел царь Илью Муромца, стал смеяться, бородой трясти: -Налетел щенок на больших собак! Где тебе со мной справиться, я тебя на ладонь посажу, другой прихлопну, только мокрое место останется! Ты откуда такой выскочил, что на Калина – царя тявкаешь? Говорит ему Илья Муромец: -Раньше временн ты, Калин царь, хвастаешь! Не велик я богатырь, старый казак Илья Муромец, а, , ня не боюсь тебя! Услыхав это, Калин - царь вскочил на ноги: -Слухом о тебе земля полнится. Коли ты тот славный богатырь Илья Муромец, так садись со мной за дубовый стол, ешь мон кушанья сладкие, пей мои вина заморские, не служи только народу русскому, служи Мне, царю татарскому. Рассердился тут Илья Муромец: - Не бывало на Руси изменников! Я не пировать с тобой пришел, ас Руси тебя гнать долой! Снова начал его царь уговаривать: - Славный русский богатырь Илья Муромец, есть у меня две дочки, у них косы как воронье крыло, у них глазки словно щелочки, платье шито Яхонтом да жемчугом. Я любую за тебя замуж отдам, будешь ты мне любимым зятюшкой. Ещё пуще рассердился Илья Муромец: -Ах ты, чучело заморское! Испугался духа русского! Выходи скорее на смертный бой, выну я свой богатырский меч, на твоей шее посватаюсь. Тут взъерошился и Калин царь. Вскочил на ноги кленовые, кривым мечом помахивает, громким голосом покрикивает: Я тебя, деревенщина, мечом порублю, копьем поколю, из твоих костей похлебку сварю! Стал у них тут великий бой. Они мечами рубятся только искры из под мечей брызгают. Изломали мечи и бросили. Они копьями колются только ветер шумит да гpoм гремит. Изломали копья и бросил. Стали биться они руками голыми. Калин царь Илюшеньку бьет и гнет, белые руки его ломает, резвые ноги его подгибает. Бросил царь Илью на сырой песок, сел ему на грудь, вынул нож. -Распорю я тебе грудь могучую, посмотрю в твое сердце русское. Говорит ему Илья Муромец: - В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке. Калин — царь ножом грозит, издевается: Aи впрямь невелик ты богатырь, Илья Муромец, верно, мало хлеба кушаешь. - Ая съем калач, да и сыт с того. Рассмеялся татарский царь: - А я ем три печи калачей, в щах съедаю быка целого. - Ничего, - говорит Илюшенька. — Была у моего батюшки корова обжорище, она много ела - Пила да и лопнула. Говорит Илья, а сам тесней к русской земле прижимается. От русской земли к нему сила идет, по жилушкам Ильи перекатывается, крепит ему руки богатырские. Замахнулся на него ножом Калин- царь, а Илюшенька как двинется на него царь словно перышко. - Мне, - Илья кричит, - от русской земли силы втрое прибыло! Да как схватит он Калина – царя за ноги кленовые, стал кругом татарином помахивать, бить — крушить им войско татарское. Где махнет там станет улица, отмахнется переулочек! Бьет крушит Илья, приговаривает: Это вам за малых детушек! Это вам за кровь крестьянскую! За обиды злые, за поля пустые, за грабеж лихой, за разбой, за всю землю русскую!
образ солдата в стихотворении м. ю. лермонтова «бородино» .
впервые в поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему оценку.
обратимся к содержанию.
в стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват» . бородинская битва описана «изнутри» , самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем , вершителем судеб россии и европы.
обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:
ну, ж был денек! сквозь дым летучий
французы двинулись, как тучи
и все: на наш редут
изведал враг в тот день не мало,
что значит - бой удалый,
наш рукопашный бой!
несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения
вам не видать таких сражений! .
носились знамена, как тени,
в дыму огонь блестел,
звучал булат, картечь визжала,
рука бойцов колоть устала,
и ядрам пролететь мешала
гора кровавых тел.
сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («забил снаряд я в пушку туго») .
предположительно, рассказчик находился на батарее генерала н. н. раевского. но почему лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»чужие изорвать мундиры о штыки») ? это можно объяснить тем, что лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за родину свою» . своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:
да, были люди в наше время
не то, что нынешнее племя:
богатыри - не вы!
человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:
не будь на то господня воля,
не отдали б москвы!
вторгшийся в россию враг горд, самоуверен, надменен. напротив, защитник отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:
но тих был наш бивак открытый:
кто кивер чистил весь избитый,
кто штык точил, ворча сердито,
кусая длинный ус.
солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: «как наши братья умирали! » и приносят победу:
что тут хитрить, , к бою;
уж мы пойдем ломить стеною,
уж постоим мы головою
за родину свою!
любовь к родине человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.
в стихотворении «бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. от имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников отечества. не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так лермонтов передает важнейшее свойство национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.
вкладывая рассказ о бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. победа в войне 1812 г – заслуга народа. патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «бородино» соединились элементы сказа, , оды, лирического монолога.
Первые три: 1) в чем заключается смысл поэмы "Илиада"? Илиада - это труд о войне, и он очень интересен. 2) какие герои в нем присутствуют? Агамемнон — Царь Микен, предводитель греков. Ахилл — Предводитель мирмидонян, герой полубожественного происхождения. Одиссей — Царь Итаки, самый хитрый из греческих военачальников. Менелай — Царь Спарты, муж Елены и брат ААхиллеса.а. Патрокл — лучший друг Ахилла. 3) Почему существует миф о "Ахилесовой пяте"? Мать Ахилла, Фетида при рождении окунула Ахилла в воду бессмертия чтобы быть непобедимым, но пята Ахиллеса за которую держалась Фетида осталась смертной, т.к. она не до конца окунула Ахиллеса
образ солдата в стихотворении м. ю. лермонтова «бородино» .
впервые в поэзии появилось стихотворение, в котором повествование о великом событии ведет рядовой участник сражения, солдат, и он же дает ему оценку.
обратимся к содержанию.
в стихотворении нет ни одного имени – ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват» . бородинская битва описана «изнутри» , самая гуща боя изображена простым человеком – героем и двигателем , вершителем судеб россии и европы.
обычным разговорным языком человек уже не молодой – «дядя» начинает по порядку излагать события великого дня, попутно давая им простую, житейскую оценку:
ну, ж был денек! сквозь дым летучий
французы двинулись, как тучи
и все: на наш редут
изведал враг в тот день не мало,
что значит - бой удалый,
наш рукопашный бой!
несомненно, передавая восприятие солдата, лермонтовский герой и говорит языком солдата. старый солдат не использует метафор – только точные, конкретные сравнения
вам не видать таких сражений! .
носились знамена, как тени,
в дыму огонь блестел,
звучал булат, картечь визжала,
рука бойцов колоть устала,
и ядрам пролететь мешала
гора кровавых тел.
сам рассказчик нигде не называет себя артиллеристом, его военная специальность определяется контекстом («забил снаряд я в пушку туго») .
предположительно, рассказчик находился на батарее генерала н. н. раевского. но почему лермонтов, сам кавалерист, великолепный наездник, делает героем-рассказчиком артиллериста и решающее значение предает рукопашной (»чужие изорвать мундиры о штыки») ? это можно объяснить тем, что лермонтов изображает не просто свидетеля, участника событий, а война, который держит оборону, готов постоять «головою за родину свою» . своих товарищей он называет богатырями, на которых можно обратиться в трудную годину:
да, были люди в наше время
не то, что нынешнее племя:
богатыри - не вы!
человек в героический момент своей жизни опирается на православно-христианскую святыню:
не будь на то господня воля,
не отдали б москвы!
вторгшийся в россию враг горд, самоуверен, надменен. напротив, защитник отечества скромен, будет молиться перед выступлением в поход:
но тих был наш бивак открытый:
кто кивер чистил весь избитый,
кто штык точил, ворча сердито,
кусая длинный ус.
солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: «как наши братья умирали! » и приносят победу:
что тут хитрить, , к бою;
уж мы пойдем ломить стеною,
уж постоим мы головою
за родину свою!
любовь к родине человека – выстраданное чувство, за которое заплачено самой дорогой ценой, жизнями тысяч и тысяч соотечественников.
в стихотворении «бородино» воплощены авторские представления об эпохе 1812г и ее героях. современное поколение, по мнению автора, неспособное на подвиги, утратило духовную связь с народом. от имени прошлых поколений в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников отечества. не случайно в стихотворении звучит местоимение «мы» - так лермонтов передает важнейшее свойство национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.
вкладывая рассказ о бородинском сражении в уста простого солдата, поэт придает изображаемым событиям достоверность и оценивает их с народной точки зрении. победа в войне 1812 г – заслуга народа. патриотизм - сила, консолидирующая все слои общества. народная идея стихотворения находит свое воплощение в языке и стиле: в «бородино» соединились элементы сказа, , оды, лирического монолога.