Либеральная и советская мифология прочно укоренили в сознании народа и общества образ Императора Николая I, тирана и самодура, беспощадно преследующего "великого свободолюбца" А. С. Пушкина и виновного в его гибели.
Этот миф стал господствующим с 1937 года, когда Сталин "разрешил" праздновать столетие со дня рождения великого поэта. Изобразить Пушкина таким, каким он был в последнее десятилетие своей жизни, то есть глубоко верующим христианином и монархистом, советская пропаганда, разумеется, не могла, а потому прибегала к самой откровенной фальсификации и лжи. Биография поэта тщательно "чистилась".
Так, фразу Императора Николая I, сказанную по поводу смерти поэта: "Пушкин умер и, слава Богу, он умер христианином", советские пушкинисты "сократили". Получилось: "Пушкин умер и слава Богу", что совершенно меняло смысл сказанного. Исследователь А. Каверин отмечает:
Объяснение:
Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком.
Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека русский человек. Ему пришлось нелегко в юности; он участвовал в гражданской войне, потом создал семью, строил свою жизнь, старался сделать счастливыми родных и детей. Война заставила его отказаться от надежд сегодняшнего дня. Необходимость защищать свою Родину с оружием в руках была воспринята Андреем Соколовым как что-то само собой разумеющееся. Главный герой делает свой выбор, идет защищать страну. Другого пути у него не было. Андрей стоически выносит все беды, выпавшие на его долю. О его позиции могут сказать слова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Для воина не может быть невыполнимых заданий. В трудных ситуациях проявляется готовность идти на смерть во имя высокой цели. Андрей Соколов должен был привезти снаряды, несмотря на то, что путь был очень опасен. Нравственный выбор Андрея — согласие на выполнение задания. «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду»; «Какой разговор!»; «Я должен и баста!» Рискованная поездка оказалась причиной того, что Андрей попал в плен. Любой боец на войне внутренне готов к тому, что в любой момент его может ожидать смерть. Андрей не является исключением. Однако внутреннее примирение с возможной гибелью не имеет ничего общего с ситуацией плена.
В плену человек может легко потерять свое достоинство. Кто-то думает о том, как бы сохранить свою жизнь. Эпизод в церкви, когда Андрей Соколов убивает предателя Крыжнева, имеет огромное значение. Здесь снова проявляется проблема нравственного выбора главного героя. Смерть предателя — это залог других людей. Законы военного времени неумолимы, и Андрей прекрасно это понимает. Однако после убийства он все равно переживает содеянное. И успокаивает себя тем, что предатель не заслуживает иной участи.
Условия плена, а тем паче — фашистского — это жесточайшее испытание, которое только может выпасть человеку. Нравственный выбор в таких условиях — возможность сохранить свою честь, не поступать против своей совести, стойко вынести все тяготы и невзгоды. Андрею это удается. Ему трудно будет вспоминать о том, что пришлось вынести. Однако теперь эти воспоминания стали частью его жизни: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, — сердце уже не,в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», — эти слова главного героя как нельзя лучше показывают его отношение к которое скрывает тяготы и мучения фашистского плена. Однако даже в этих словах чувствуется сила характера, которая отличает Андрея Соколова.
Эпизод, когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, вновь показывает нам пример нравственного выбора человека. Русскому военнопленному совершенно нечего было терять. Он уже приготовился к смерти, расстрел казался ему неминуемым. Однако сама мысль о том, что можно выпить за вражескую победу, была для Соколова немыслимой. Здесь он снова с честью выдержал испытание. Смертельно голодный человек отказывается от еды, так как не хочет доставлять фашистам радость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Даже фашисты оценили стойкость и достоинство пленного. Андрей от неминуемой смерти и даже получил «в подарок» буханку хлеба и кусочек сала. И снова мы можем говорить о том, что шолоховский герой — человек высоконравственный, потому что жалкие крохи еды он делит с товарищами, несмотря на то, что практически умирает с голода. Нравственный выбор Андрея — решиться на побег из плена, привезти своим немецкого майора с документами. На это также может решиться далеко не каждый. У Соколова достаточно сил, чтобы не думать о сиюминутном сохранении своей жизни.
Однако плен оказался далеко не последним испытанием в жизни Андрея. Гибель жены, дочерей и, как завершающий аккорд войны, гибель старшего сына-офицера — это страшные испытания. Но и после этого Андрей находит в себе силы, сделать благородный шаг — подарить тепло своего сердца маленькому беспризорному мальчишке. Андрей готов работать на благо Родины, готов растить приемного ребенка. В этом также проявляется душевное величие главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека».
Объяснение:
Объяснение:
оцесса в начале 19 века. Этот урок может послужить вводной лекцией и займёт 2 часа.
Скачать:
 literatura.docx91.53 КБ
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века
Автор: Потапова Г.В., учитель русского языка и литературы, МБОУ " Новобезгинская СОШ»
Данный урок будет полезен для обзорного изучения литературного и исторического процесса в начале 19 века. Этот урок может послужить вводной лекцией и займёт 2 часа.
Русская литература и русская история 19 века.
Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)
Цель: познакомить с общей характеристикой и своеобразием русской литературы 19 века с точки зрения истории и литературы
Задачи: показать значение русской литературы 19 века в развитии русского и мирового литературного процесса, продолжить знакомство с творчеством писателей романтического и реалистического периодов русской литературы, повторить изученное в 9 классе;
выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении мира и чувств человека , раскрытие авторского замысла;
развивать речь детей за счет развернутых аргументированных ответов, анализа поэтического текста и творческой работы
воспитывать чуткость, умение быть внимательным и наблюдать
Оборудование:
1. Сборники стихотворений «Русская классика»
2. Компьютер, проектор, экран
Ход урока
1. Вступление учителя.
Сегодня наш первый урок литературы. Весь курс русской литературы рассчитан на два года, ему мы посвятим уроки в 1о -11 классах.
Начинается путешествие по великолепной стране Фантазии с романтических произведений конца 18 – начала 19 века и заканчивается современной русской литературой 20-21 веков. Отправимся поскорее в путь, ведь каждый новый урок приближает нас к финишу!
2. Важнейшие исторические и литературные события 1 периода
(конец 18 – начало 19 века).
А) Правление Александра I, война 1812 года, возникновение тайных вольнолюбивых обществ.
Б) Восстание декабристов 1825 года, начало правления Николая I.
В) Начало развития капитализма и демократизации общества.
Г) Возникновение и развитие ведущих литературных течений: романтизма и реализма. 1810 – е годы происходит становление романтизма, выходит журнал «Вестник Европы» под редакцией В.А.Жуковского. Появление первых реалистических произведений Пушкина.
Д) Начало литературной деятельности Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Несомненно, исторические события имели огромное значение не только для развития страны, они отразились на литературном процессе в России.
Что мы знаем из курса 9 класса о романтизме и реализме? Повторим изученное.
Романтизм – ведущее направление в европейской литературе конца 18 – начала 19 века. Пафос романтизма связан с абсолютной свободой личности. В центре мира, по мнению романтиков, стоит человек, окруженный враждебной действительностью. Романтический герой – борец, его стихия – страсть.
Реализм – ( в России и в Европе в конце 18 – первой четверти 19 века) в основе этого художественного метода лежит принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником считают А.С.Пушкина. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России. Главный жанр реализма – роман.
3. « Психологический» романтизм В.А.Жуковского и «мечтательный» романтизм К.Н.Батюшкова.
Творчество писателей конца 18 – начала 19 века (на примере стихотворений Жуковского и Батюшкова).
Одними из лучших представителей русского романтизма этого периода можно по праву считать Жуковского и Батюшкова. Для того, чтобы получить более полное представление об их произведениях, проделаем следующую работу:
- прочтём отрывки из стихотворений поэтов,
- сравним их, определив фонетические, синтаксические, лексические средства выразительности речи,
- сделаем вывод об особенностях поэтической манеры каждого автора