«Белые ночи» — одно из самых «изящных по исполнению» произведений писателя. Эта повесть раннего Достоевского, может быть, поэтому мир повести, несмотря на скромное освещение белых ночей, так светел, гармоничен и благонадежен. В этом мире нет места «человеку из подполья», здесь не царствуют гибельные страсти и не слышны раскаты социальных потрясений.Главный герой повести, довольно впечатлительный молодой человек, назовем его Мечтателем, гуляя по Петербургу и глядя на звездное небо, мысленно восклицает: «Неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?» Нашему одинокому, незлобивому герою близко чувство всеединства, он полон сочувствия ко всем, кого ему доводится издали видеть ежедневно: «Я любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся». Но любить издали людей очень легко…Во время одной из таких прогулок молодой человек встречает плачущую девушку и ему, никогда прежде не имевшему ни с кем дружбы, удается с ней познакомиться. Мечтатель рассказывает ей о своей жизни, и делает это так доверчиво и искренне, что девушка обещает сообщить ему и свою нехитрую историю. История Настеньки так же невинна и проста, как и история ее собеседника. Настенька сирота. Она совершила один рискованный поступок, но за ее неведение и неопытность Господь сохранил ее от греха: человек, которому она доверилась, оказался и сам чист и благороден.
Он пришел доказать ей неискоренимость зла, а встретил с ее стороны глубочайшую веру в Бога. Эта вера сильнее его доказательств. Он преклоняется перед Соней, принимает глубоко в сердце ее правоту и совершает неосознанный евангельский жест. Однако служение человечеству он понимает отлично от нее: не покоряться миру, не принимать судьбу страдальца он хочет, а человечество героическим усилием, путем индивидуального террора, и поэтому он сам же и стыдится своего непроизвольного жеста, оправдывает себя, говоря, что "поклонился страданию человеческому". В его прочесть Евангелие тоже есть раздвоенность: сердцем он хочет но в то же время ему кажется, что он подобно Христу уполномочен людей. Ему при этом не приходит в голову, что Иисус Христос людей, никого не убивал, но, напротив, воскрешал мертвых. Раскольников же в деле человечества пока только убил двух человек.
Он пришел доказать ей неискоренимость зла, а встретил с ее стороны глубочайшую веру в Бога. Эта вера сильнее его доказательств. Он преклоняется перед Соней, принимает глубоко в сердце ее правоту и совершает неосознанный евангельский жест. Однако служение человечеству он понимает отлично от нее: не покоряться миру, не принимать судьбу страдальца он хочет, а человечество героическим усилием, путем индивидуального террора, и поэтому он сам же и стыдится своего непроизвольного жеста, оправдывает себя, говоря, что "поклонился страданию человеческому". В его прочесть Евангелие тоже есть раздвоенность: сердцем он хочет но в то же время ему кажется, что он подобно Христу уполномочен людей. Ему при этом не приходит в голову, что Иисус Христос людей, никого не убивал, но, напротив, воскрешал мертвых. Раскольников же в деле человечества пока только убил двух человек.