После удачного военного похода русский генерал везет с собой трофей – пленного мальчика, маленького горца. По дороге мальчику становится плохо, и генерал оставляет ребенка на попечение монахов. Один из чернецов берет на себя обязанности по уходу за мальчиком, которого нарекает Мцыри – "послушник".
Ему удается вылечить его и воспитать в христианской вере.
Несмотря на должный уход и доброе отношение, Мцыри отчаянно тоскует по родной стороне. Он дичится и никого не подпускает к себе, но со временем мирится со своей горькой участью, и даже собирается подстричься в монахи. Накануне этого события что-то происходит в душе Мцыри, и он решается на побег. Юноше важно ощутить пьянящий вкус свободы. Он сбегает из монастыря, и скрывается в лесной чаще. На пути беглец встречает юную грузинку, и сердце его замирает в сладкой истоме. Однако разум подсказывает, что счастливая жизнь в любви – не его удел.
Мцыри продолжает свой путь, и встречает дикого барса. Бой с разъяренным хищником становится роковым для юноши – он побеждает барса, но сам получает смертельные раны. Из последних сил Мцыри движется вперед, к своей мечте, но оказывается у ворот монастыря. Но даже на смертном одре свободолюбивый горец не жалеет о своем поступке – впервые в жизни он почувствовал себя свободным и счастливым.
В романе Виталия Чернова «Сын розовой медведицы» рассказывается о судьбе мальчика Садыка, в 2 года оставшегося сиротой (его родители умерли от чумы) и воспитанного медведицей (точнее, медведями).
Автор показал, как сильно развитие человека зависит от условий, от окружающей обстановки. Садык превратился в Хуги (такое имя дали ему Федор Дунда и и Дина).
Когда много лет спустя Садык-Хуги попадает в ловушку ученых, то испытывает сильный стресс. Одним из ученых был двоюродный брат Садыка Ильберс, который, прочитав записи погибшего Дунды, понимает, что Садыка нельзя резко вернуть к людям, а нужно постепенно приручать его, и отпускает его на волю.
Это основная сюжетная линия романа. Помимо нее в произведении описываются картины природы, животный мир и растительность предгорий Тянь-Шаня, и, конечно, рассказывается о людях.