Стихотворение А.С. Пушкина «Узник», как одноименное произведение М. Лермонтова имеет автобиографическую основу. Оба поэта – свободолюбивые личности, привыкшие к независимости, поэтому очень страдали, когда свободу эту ограничивали.
А.С. Пушкин в 1820-1824 годах пребывал в южной ссылке. Власти заставили его выехать из Санкт-Петербурга в Кишинев. Служба в провинции была воспринята поэтом как личное оскорбление, но он не имел другого выбора: он понимал, что бунт может стать причиной ссылки в Сибирь. Однако бунтарский дух Александра Сергеевича отобразился на бумаге. В 1822 году появился стих «Узник».
М.Ю. Лермонтов в 1837 году написал произведение «Смерть поэта», посвященное гибели А. Пушкина на дуэли. За свое творение Михаил Юрьевич был арестован. Под арестом он был недолго, так как о его освобождении позаботились друзья и бабушка Пушкина. Вскоре молодой поэт оказался в Нижнегородском полку драгунов.
Троюродный брат Лермонтова вспоминал, что стихотворение «Узник» было создано во время пребывания под арестом. Поэт писал спичками, сажей, вином на обертках серого хлеба. В этом произведении соединились мотивы романтической темницы и реалистической тюрьмы.
А.С. Пушкин в стихотворении «Узник» говорит от имени молодого человека, который сравнивает себя с молодым орлом. Это и есть лирический герой, в котором просматривается и образ автора. Узник вырос в неволе, но с тоской наблюдает за товарищем-орлом, который клюет под темницей пищу. Оба «орла» смотрят друг на друга и, вдруг понимают: их роднит желание улететь. Порыв души лирического героя концентрируется в строке: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
Если рассматривать стих с позиции автора, то под темной сырой темницей следует понимать южный город, который взял в оковы Пушкина. Вольный же орел – символ людей, которые имеют возможность в любой момент сорваться с месту и улететь, внемля ветер и свободу, вот только, по каким-то внутренним причинам, до сих пор находятся подле «темницы».
Узник М.Ю. Лермонтова не скрывается под аллегорической оболочкой. Это человек, который хочет жить полной жизнью. Лирический герой в этом стихе создан в романтическом ключе – он одинок, стремится к свободе: «На коня потом вскочу и, как ветер, улечу».
Мечты Лермонтовского лирического героя не долетают до высокого окна темницы, очень быстро разбиваются о тяжелую дверь с замком. Он завидует коню, который резвится на свободе в степи. Последний куплет – полное возвращение героя к тюремной реальности. Его гнетут темничные атрибуты: голые стены, тусклый свет и шаги часового в тишине.
Художественное оформление стихотворений заметно отличается. Стиль «Узника» Пушкина приближается к высокому слогу («вскормленный в неволе орел молодой», «где синеют морские поля»). Художественные средства стиха Лермонтова сохраняют фольклорную стилистику («черноглазая девица», «черногривый конь»).
Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова не похожи системой образов, стилистикой, но их объединяет идея – показать, что человек не может жить в неволе полноценно.
ум — это качество, присущее только людям. умный человек способен творить науку, восторгаться искусством. у такого человека есть свои духовные ценности, свои моральные идеалы. безумие — это отсутствие чувства долга, совести, всего того, чем наделен умный человек. кто же умен и кто безумен в комедии грибоедова «горе от ума»? по сюжету комедии безумным считают чацкого. но кто же сами эти люди, объявившие чацкого сумасшедшим? фамусов — ярчайший представитель того общества, которое объявляет безумным чацкого. его идеал — дядя, мастер подслужиться, изображая из себя шута, чтобы его заметили. умен ли фамусов? да, безусловно. но ум его направлен на удовлетворение материальных потребностей. также как и максим петрович, он широко использует протекцию, о чем и говорит чацкому: «ну как не порадеть родному человечку». поэтому фамусов хочет выдать дочь за скалозуба, будущего генералам. но, может быть, общество не такое, как фамусов, может, он исключение из общего правила? нет, все общество фамусова такое же, как и он сам. скалозуб продвигается по службе, ожидая гибели кого-нибудь на войне, чтобы получить чин семейство тугоуховских занято поисками богатых мужей. молчалин угождает всем и каждому, чтобы продвинуться по службе. бее они не духовными ценностями, у них нет чувства долга, все безумны. чацкий не принимает идеалов фамусова. на предложение фамусова пойти послужить чацкий отвечает: «служить бы рад, прислуживаться тошно». он считает век екатерины, которым восхищается фамусов, веком «покорности и страха». чацкий открыто говорит о своих взглядах на жизнь, хотя они противоположны фамусовского общества. чацкий — человек, чувством долга, он хочет служить своему государству, служить «делу, а не лицам». он полон сознания своей правоты. чацкий опасен для общества, так как может изменить привычный уклад жизни, привлечь молодежь на свою сторону. люди, думающие, как чацкий, уже появляются в этом обществе (брат скалозуба, князь федор). поэтому чацкого объявили сумасшедшим. в комедии грибоедова «горе от ума» показано, как умный человек стал безумным в глазах общества, которое отстало от него. ум чацкого принес ему «мильон терзаний». так было со многими людьми, опередившими свою эпоху. в комедии «горе от ума» а. с. грибоедов противопоставляет два типа ума: ум как «высоконравственная, философская категория» и ум, способный рассчитывать исключительно светские выгоды. на этой антитезе мировоззрений, жизненных позиций и выстраивается повествование, на протяжении которого автор пытается ответить на вопрос, мучающий не одно поколение писателей: почему люди, стремящиеся к высшим идеалам, должны принимать на себя «мильон терзаний»? к этой прогрессивной части человечества относится и главный герой комедии. чацкий одинок, потому что он не может принять всю условность и неестественность света, его возмущает раболепие и чинопочитание людей, готовых на все ради достижения своих целей: «служить бы рад, прислуживаться тошно». таким образом, между ним и фамусовским обществом возникает непонимание. люди отвергают его свободолюбивые, прогрессивные идеи, потому что их цели ограничиваются достижением чина, накоплением капитала. да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу, мне только бы досталось в генералы. чацкого никогда не сможет понять фамусов, самый яркий представитель своего общества, который ради денег готов отдать замуж за «золотой мешок» свою дочь, даже не узнав ее мнения. будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,
Доброта и жестокость в нашей жизни играет важную роль.вокруг нас всегда всё делится на добро и зло. доброта- уступить пожилому человеку место в троллейбусе. зло- пнуть бездомную и больную собаку. но обычно бывает, что увидев злого, раздражённого человека у нас изменится доброта на грубость. а увидев весёлого, радостного человека мы становимся как на биологии- "всё " в нашей жизни бывают такие моменты когда чувствуешь себя брошенным, никому ненужным.но потом понимаешь что ты нужен народу больше, чем народ нужен тебе. это значит, что нужно общаться. общение делает человека добрее и жизнерадостней. существовать.и всегда бывает как в сказках "добро побеждает " это и есть доброта и жестокость в нашей жизни. и вообще, нужно стараться жить по правилу " всё во имя доброты".
Стихотворение А.С. Пушкина «Узник», как одноименное произведение М. Лермонтова имеет автобиографическую основу. Оба поэта – свободолюбивые личности, привыкшие к независимости, поэтому очень страдали, когда свободу эту ограничивали.
А.С. Пушкин в 1820-1824 годах пребывал в южной ссылке. Власти заставили его выехать из Санкт-Петербурга в Кишинев. Служба в провинции была воспринята поэтом как личное оскорбление, но он не имел другого выбора: он понимал, что бунт может стать причиной ссылки в Сибирь. Однако бунтарский дух Александра Сергеевича отобразился на бумаге. В 1822 году появился стих «Узник».
М.Ю. Лермонтов в 1837 году написал произведение «Смерть поэта», посвященное гибели А. Пушкина на дуэли. За свое творение Михаил Юрьевич был арестован. Под арестом он был недолго, так как о его освобождении позаботились друзья и бабушка Пушкина. Вскоре молодой поэт оказался в Нижнегородском полку драгунов.
Троюродный брат Лермонтова вспоминал, что стихотворение «Узник» было создано во время пребывания под арестом. Поэт писал спичками, сажей, вином на обертках серого хлеба. В этом произведении соединились мотивы романтической темницы и реалистической тюрьмы.
А.С. Пушкин в стихотворении «Узник» говорит от имени молодого человека, который сравнивает себя с молодым орлом. Это и есть лирический герой, в котором просматривается и образ автора. Узник вырос в неволе, но с тоской наблюдает за товарищем-орлом, который клюет под темницей пищу. Оба «орла» смотрят друг на друга и, вдруг понимают: их роднит желание улететь. Порыв души лирического героя концентрируется в строке: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
Если рассматривать стих с позиции автора, то под темной сырой темницей следует понимать южный город, который взял в оковы Пушкина. Вольный же орел – символ людей, которые имеют возможность в любой момент сорваться с месту и улететь, внемля ветер и свободу, вот только, по каким-то внутренним причинам, до сих пор находятся подле «темницы».
Узник М.Ю. Лермонтова не скрывается под аллегорической оболочкой. Это человек, который хочет жить полной жизнью. Лирический герой в этом стихе создан в романтическом ключе – он одинок, стремится к свободе: «На коня потом вскочу и, как ветер, улечу».
Мечты Лермонтовского лирического героя не долетают до высокого окна темницы, очень быстро разбиваются о тяжелую дверь с замком. Он завидует коню, который резвится на свободе в степи. Последний куплет – полное возвращение героя к тюремной реальности. Его гнетут темничные атрибуты: голые стены, тусклый свет и шаги часового в тишине.
Художественное оформление стихотворений заметно отличается. Стиль «Узника» Пушкина приближается к высокому слогу («вскормленный в неволе орел молодой», «где синеют морские поля»). Художественные средства стиха Лермонтова сохраняют фольклорную стилистику («черноглазая девица», «черногривый конь»).
Стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова не похожи системой образов, стилистикой, но их объединяет идея – показать, что человек не может жить в неволе полноценно.