Среди русских писателей зарубежья — И. Бунин, Б. Зайцев, М. Осоргин, В. Набоков, А. Ремизов, Е. Замятин, Дон-Аминадо, И. Шмелев, Г. Иванов, В. Ходасевич, Г. Адамович, М. Алданов и дц. Некоторые позднее вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева).
В литературе 20-х годов господствовала тема Гражданской войны, с 1930 года началось художественное осмысление свершившихся в стране событий — в произведениях М. Горького, М. Шолохова, А. Толстого, Н. Островского, Я. Смелякова, Н. Тихонова, А. Макаренко, М. Исаковского, А. Твардовского.
С 1941 года всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны и народного подвига («Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Василий Тёркин» А. Твардовского и др.)- Художественное исследование политических и нравственных истоков победы мы видим в таких произведениях, как «Солдатами не рождаются» К. Симонова, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Сотников» В. Быкова, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, в поэзии К. Симонова, A. Суркова, Д. Самойлова, А. Межирова, Е. Винокурова.
нападение разбойников, блуждание купца по лесам,
выход на поляну, где дворец с невидимой прислугой, сады, попытка сорвать аленький цветочек, гнев чудища, уговор с ним по доброй воле привезти одну из своих дочерей,
младшая едет, так как "для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя",
беззаботная жизнь дочери у чудища с ее стороны показаться ей и уверения, что не испугается, но испугалась, потом привыкла,
потом соскучилась по дому, на три дня домой к отцу, слова чудища, что если опоздает, он умрет с тоски,
зависть сестриц ее богатству, перевели часы в доме на час назад, она опоздала, ее "хозяин ласковый" чуть не умер, но ожил, услышав, что она его любит, и превратился в молодого царевича,
рассказал о проклятье колдуньи, которое может снять только полюбившая его в заколдованном образе девушка, и только она оценила его доброту и смогла полюбить,
свадьба, пир, хэппи-энд.(Аленький)