В конце повести у читателя возникает ощущение свершившегося чуда, сбывшейся мечты. Несмотря на всю оригинальность происходящего, сюжет повести не фантастичен. В «Алых парусах» нет ни волшебников, ни фей, ни эльфов. Перед читателем предстаёт вполне заурядная, лишённая прикрас действительность: бедные люди, вынужденные бороться за своё существование, несправедливость и подлость. Тем не менее, именно своей реалистичностью и отсутствием фантастики так привлекательно это произведение. Автор даёт понять, что человек сам создаёт свои мечты, сам в них верит и сам же их воплощает в реальность. Нет смысла ждать вмешательства неких потусторонних сил – фей, волшебников и т. д. Чтобы понять, что мечта принадлежит только человеку и только человек решает, как ей распорядиться, нужно проследить всю цепочку создания и воплощения мечты.
Старый Эгль создал красивую легенду, очевидно, для того, чтобы порадовать маленькую девочку. Ассоль поверила в эту легенду и не может даже представить себе, что пророчество не сбудется. Грэй, влюбившись в прекрасную незнакомку, воплощает её мечту в реальность. В результате, нелепая, оторванная от жизни фантазия становится частью действительности. И воплотили эту фантазию не наделённые сверхъестественными существа, а самые обычные люди.
Грэй никогда бы не стал капитаном, оставаясь в родительском замке. Мечта должна превратиться в цель, а цель, в свою очередь, в энергичное действие. У Ассоль не было возможности предпринять какие-либо действия для осуществления своей цели. Но у неё было самое главное, то, что, может быть, важнее действия – ВЕРа! Она мечтала и верила!
"Каждый сам кузнец своего счастья",как говорит великая пословица. Но в старину судьба ,а в том числе и личное счастья работников зависило от господ. Герасим был сильно влюблен в горничную Татьяну, но барыня решила помешать их счастью ,выдав ее за другого и приказав мужчине утопить его единственного друга- собаку Муму. На месте Герасима многие возмутились бы. Как можно утопить друга? Но в те времена ,как уже упоминалось выше, все зависило от выше стоящего вас по чину, так что размышлять особо не приходилось. С того самого времени, Герасим еще сильнее замкнулся в себе, виня себя в смерти Муму.