Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
«Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья»осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.
Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.
Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб»,«изнеможенье»), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск», «Улыбка увяданья»), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная).
«Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовыми («багряных листьев»), сложными («грустно-сиротеющей»). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск»,«туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» - очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
Состояние природы и чувства лирического героя выразить используемая Тютчевымаллитерация, при которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот»), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»).
Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.
Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая», акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.
В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.
сочинение про прометея
За греческой мифологией боги жили на горе Олимп, занимались своими делами и не обращали особого внимания на людей, которые жили в тьме и холоде и не имели надежды на будущее. Единый небожитель, который людей, был титан Прометей. Он дал им надежду на будущее, а чтобы люди не мерзли во тьме, украл у богов огонь и подарил его этим слабым созданиям. Зевс ненавидел титанов, боялся их грозной силы, и хотя Прометей в свое время Зевсу в борьбе с титанами, могущественный громовержец, казалось, только и ждал возможности, чтобы расправиться с героем. Коварный Зевс предъявил обвинение Прометея в измене и приказал приковать его к высочайшей горной скале. Чтобы принудить бессмертного героя страдать, громовержец послал гигантского орла, который острыми когтями и крепким клювом разрывал печень Прометея днем, а ночью раны заживали. С первым лучом солнца начинали новые мучения гордого титана. Такой ужас должен был длиться вечно, ведь Прометей был бессмертный.Зевс наказывал Прометея еще и за то, что титан знал имя человека, который в свое время снимет громовержца из Олимпа, но не хотел сказать, как отвернуть от него эту злую судьбу. Не раз уговаривали Прометея покориться грозной силе Зевса и вещий старец Океан, и волшебные океаниды, и посланец богов Гермес, и титаны, которые наконец признали власть Зевса, и богиня Демида. Но титан готов был терпеть ужасные страдания, износить вековечную тьму, но ничто не могло сломить его гордый дух. Прометей не покорился Зевсу, обнаруживал величие духа, мужественно терпел все, что принесла ему судьба. И только тогда, как остался сам на скале, с его груди вырвался стон сетования. Он обратился к ветру, к буре и морским волнам, к земле и солнцу, которые были свидетелями его страданий. Прометей предусматривал свою судьбу, знал, что на него ждет, и все-таки дал божественный огонь людям, научил им добывать и обрабатывать металл, укротил диких быков и показал людям, как пользоваться их силой, выстроил первый корабль и научил пользоваться парусом, открыл силу лекарства, научил счету, чтению и письму. Все дары Прометея сделали людей сильными, уверенными в себе, облегчили горе, подняли их дух. Боги уже не имели полной власти над смертными, которые иногда бросали вызов и самым олимпийцам.Прометей дал людям знание и надежду совсем не потому, что хотел досадить Зевсу. Все это он сделал ради людей, чтобы они могли самые защититься от вражеских сил природы, которую олицетворяли в себе боги-олимпийцы...
История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали “Деревню” лишь в 1826 г. под названием «Уединение».
Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.
Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе – рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.
Жанр – элегия.
Метафоры – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».
Эпитеты – «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «мельницы крылаты», «прихоть бесчувственная