2. Сравните два образа бабушек из повести С Жунусова «Прозрение>> и рассказа В.Астафьева фотография, на которой меня нет». Что объединяет эти два образа, в чём отличия?
Манилов, собакевич, ноздрев, коробочка, плюшкин.. эти имена стали нарицательными. подобное их перечисление выглядит как-то неестественно: разве можно ставить в один ряд таких разных персонажей? попробуем дать краткую характеристику помещикам из «мертвых душ» . манилов — филантроп, прожектер, бездельник. собакевич — мизантроп, кулак, выжига. ноздрев — мошенник, картежник, расточитель. коробочка — ханжа, тупица. плюшкин — скряга, человеконенавистник, накопитель. какие разные характеристики, не правда ли? на мой взгляд, характеры помещиков описаны так, что составляют пары по противоположности: манилов — собакевич, ноздрев — плюшкин. единственная помещица в поэме — коробочка — выглядит как промежуточное звено между ними. было бы закономерным, если бы отрицательные черты одного характера уравновешивались положительными чертами другого. но не так делает гоголь: пустой филантропии манилова противостоит явная мизантропия собакевича, дикой расточительности ноздрева — безумная страсть к накопительству плюшкина. каждый помещик — своего рода нравоучительная иллюстрация, «человек-страсть» , то есть воплощение отдельно взятого отрицательного качества. в этом структурное сходство персонажей «мертвых душ» . примерно так же строились образы комедии классицизма. например, у мольера: тартюф — ханжа, журден — глупый самолюбец и т. д. гоголь творил во времена, когда зарождался метод критического реализма, который стал логическим продолжением классицизма просветительского. новый художественный метод давал возможность не только детально разрабатывать характеры героев, но и делать глубокие обобщения. однако на материале «мертвых душ» заметно, что гоголь не был готов сделать далеко идущие социальные выводы, как это пытались доказать советские . его абстрактная «русь» , к которой гоголь не устает обращаться, представляет собой не что иное как утопию, выдуманную самим писателем в далекой италии. при этом, что особенно любопытно, образы помещиков составляют некую антиутопию, которая мало похожа на реальную картину российской жизни той эпохи. помещики «мертвых душ» — это экзотические творения писательского воображения, у них могли быть лишь весьма отдаленные прототипы. здесь становится заметна разница между образами помещиков, заключающаяся в той мере вреда, которую каждый из них способен нанести обществу. манилов и собакевич сами по себе безвредны. лишь множество маниловых и собакевичей способны принести сколько-нибудь заметный ущерб: первые — своей бесхозяйственностью, вторые — жадностью. а вот ноздрев и плюшкин не такие. они представляют собой активную разрушительную силу. ужасающий пример плюшкина, «прорехи на человечестве» , может быть заразительным в обществе, где существует эксплуатация человека человеком и нет твердых моральных устоев. ноздрев с его патологической страстью к игре во всех ее проявлениях еще более опасен: для него нет ничего святого, а его пример гораздо более заразителен, чем пример плюшкина. заметим, что в россии 19 века увлечение азартными играми среди дворянства приводило к разорению богатейших имений..
Само понятие «обломовщина» появилось вместе с выходом в свет романа гончарова «обломов» в 1859 году. роман социально-психологический, четко отображающий кризис крепостнического строя и его пагубное влияние на развитие человека как личности. смысл обломовщины и означает это самое влияние. поскольку помещикам не надо было трудиться, чтобы себя обеспечить, в некоторых усадьбах жизнь застыла в тоске и бездействии. люди ничем не интересовались, ничего не делали и запускали себя до такой степени, что уже ни психологически, ни не могли подняться с дивана. таким образом, смысл понятия обломовщины – это хандра и апатия, захватившие не человека, а целое сословие в лице главного героя романа гончарова. илья ильич обломов – дворянин. в детстве – любознательный мальчик, живо интересующийся окружающим миром и людьми вокруг. позже – получивший образование и поступивший на службу чиновником в петербурге, молодой человек. ныне – затворник, отгородившийся от всего мира персидским халатом. целыми днями обломов лежит на диване, коротая время в мечтах и размышлениях. его не могут растормошить ни активный делец штольц, ни решительная яркая ольга. апатия и лень губят героя, заводят в нравственный тупик, лишая надежды на дальнейшее развитие. что же могло стать причиной такого положения ильи ильича? гончаров отвечает на этот вопрос в главе романа « сон обломова». обломовка — место, где провел свое детство герой и где его, без сомнения, научили воспринимать мир и общество по-особенному, «по-обломовски». деревня эта — царство покоя и умиротворения; жизнь проходит мимо ее жителей, да они и не особо гонятся за ней, провозглашая главными ценностями сон и еду. их важнейшие примитивные потребности полностью выполнялись за счет крепостных. следствием этого стало паразитирование на чужом труде, нежелание трудиться ни , ни умственно. обломовская праздность прививает маленькому илюше ленивый образ жизни и инфантильность.