А» — единственный исторический роман, написанный А.С. Пушкиным, — был задуман еще в 1833 году, был завершен и опубликован в 1836 году. События романа происходят в течение нескольких лет (1772—1775). Повествование ведется от имени дворянина Петра Гринева, преданного императрице, Отечеству и убежденного в целесообразности самодержавия. Воспоминания Гринеиа посвящены грозным событиям, свидетелем и участником которых он оказался. В центре повествования — сложная и противоречивая личность Пугачева, к нему стянуты все остальные сюжетные линии романа. Пугачев является в романе носителем народного самосознания. Незаурядность его личности подчеркивается Пушкиным постоянно. Его душевная щедрость и благородство побуждают Гринева искать именно у Пугачева, после того, как в ней было отказано екатерининским генералом, руководившим обороной Оренбурга. Народная мудрость и проницательность позволяют Пугачеву весьма трезво оценивать и собственные силы, и народные возможности: «Улица моя тесна; воли мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче свою шею выкупят моею головою». Реалист Пушкин видит всю противоречивость этой личности, как, впрочем, и противоречивость крестьянского движения. Русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», увиденный воочию Гриневым, заставил его задуматься о судьбе дворянства в России. Гринев начинает понимать, что благополучие дворянства зависит, в первую очередь, от его отношения к «черному» люду. Только мирное и гуманное сосуществование дворянства и крестьянства с точки зрения героя, предохранить Россию от возможных в будущем катаклизмов. Глубоко симво- личен «пророческий сон» Гринева, в котором «страшный мужик», «весело поглядывая», приглашает героя под свое благословение. Пушкинская мысль проста: власть имущим следует перестроить свои отношения с народом, удовлетворить его законные человеческие требования и тем самым заслужить его благословение. В этом и заключается исторический аспект «Капитанской дочки». Но эта историческая проблема не была решена во времена Пушкина, поэтому была современной и в XIX веке. Роман обогащен и вечными проблемами: честь и бесчестие, верность слову и предательство, воспитание человека и влияние на него окружающих. Любовь, как вечная тема искусства, тоже очень интересует читателя. Вера и безверие — еще один интересный аспект романа. Всё это делает роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» вневременным, интересным любому читателю. Автор касается истории, отражает историческое время, характеры людей его эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Жанр произведения при этом не ограничивается. С этой точкой зрения молено согласиться. Обратимся к творчеству
Во второй главе повести «Капитанская дочка» происходит первая наша встреча с Пугачевым. Петр Гринев встречается с ним, впрочем, тоже впервые. Глава называется «Вожатый» . Петруша Гринев следует вместе с Савельичем к месту службы, но попадает в буран и сбивается с пути. Встретившийся им мужик (никто и не догадывается еще, что это Пугачев! ) выводит путников к постоялому двору. Отсюда и название главы, в центре которой вожатый, проводник, встреча с которым сыграет судьбоносное значение в жизни дворянского сына Гринева. В награду мужик получает заячий тулупчик. Это прямой смысл главы, но идейную ее структуру определяет символический смысл. Пугачев не раз еще Петра Гринева из безвыходных для него ситуаций. Стоит вспомнить хотя бы публичный отказ Петруши от целования руки самозванца. «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его! » — разряжает обстановку Пугачев. Посаженный отец (Пугачев) хочет благословить Гринева в его сне, смотрит на него весело. Сверкающие, блистающие глаза самозванца наполняют душу «пиитическим ужасом» (глава «Незваный гость») . Петрушу тянет к Пугачеву. Может, виною притягательный, гипнотический взгляд такого доброго и одновременно ужасного человека, повстречавшегося на жизненном пути Гринева. Вспомним, что свадьба Петра и Маши Мироновой стала возможной лишь из-за вмешательства Пугачева. Получается так, что именно события, связанные с восстанием, когда вмешался самозванец и наказал Швабрина, освободив «сироту все поставить на свои места. В финале пятой главы как раз и размышляет Гринев о событиях, которые «дали вдруг душе… сильное и благородное потрясение» .