И.С. Тургенев писал: «Вся моя биография в моих сочинениях…». В последние годы своей жизни писатель создает небольшие лирические произведения «Стихотворения в прозе», в которых подводит основные итоги, размышляет о сущности человеческой жизни, философских основах бытия.
В лирической миниатюре «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор тем не менее считает, что «далеко Ротшильду до этого мужика». Действительно, благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит. Таким образом, мужик и баба оказываются щедрее, так как готовы отдать последнее.
В произведении писатель сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность, и душевное богатство крестьянского семейства.
Это стихотворение в прозе предлагает читателю задуматься над собственным отношением к жизни.
Уважаемый суд! Уважаемые присяжные заседатели! Главная задача обвинения – представить суду полную юридическую картину уголовного преступления, определить степень виновности подсудимого. В начале июля, почти «средь бела дня» было совершено загадочное убийство. Была убита ударом топора в голову коллежская секретарша, процентщица Алёна Ивановна и её младшая сестра Лизавета Ивановна, работавшая в доме сестры вместо кухарки и прачки.
Но здесь необходимо сделать отступление. Дело в том, что за полгода до роковых событий в одной из столичных газет была напечатана статья бывшего студента-юриста Раскольникова «О преступлении». Статья, в которой будущий юрист размышляет о психологическом состоянии преступника в продолжение всего хода преступления, утверждая, что оно похоже на болезнь – помрачение ума, нелогичность поступков и т.д. И высказывает главную мысль свою, в которую верит, как в себя, она для него непогрешима.