в середине xix века в журнале «современник» были напечатаны рассказы ивана тургенева из цикла «записки охотника». в 1852 году они вышли отдельным изданием. практически все рассказы сборника имеют сюжет и диалоги. исключение составляет лишь произведение «лес и степь». критики, кстати, так и не смогли «договориться» о его форме. одни считают «лес и степь» очерком, другие настаивают на том, что это – рассказ.
в произведении нет прямой речи, все повествование представляет собой монолог заядлого охотника петра петровича каратаева. он – главный герой сборника, человек наблюдательный, с прогрессивными , горячо любящий родную природу. в значительной степени охотник высказывает мысли и чувства самого писателя.
«лес и степь» является своеобразным эпилогом к «запискам охотника», а также поэтическим гимном природе. основному тексту предшествует эпиграф, что весьма необычно для сочинений тургенева. это – отрывок из его собственной неизданной поэмы.
тургенев – непревзойденный мастер пейзажа, о чем восторженно писал белинский: «он любит природу не как дилетант, а как артист». сложно найти писателя, чьи пейзажи были бы столь совершенны. «ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина; тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. сырая земля под ногами». в этом небольшом отрывке из произведения «лес и степь» автор передал практически все нюансы восприятия природы: цвет, движение, запах, звук, свет, а также тактильные ощущения ( земля). и перед читателем явственно возникает картина поздней осени.
для изображения красоты средней полосы россии иван сергеевич пользуется разнообразными приемами, широчайшей палитрой цветов и оттенков, всем богатством языковых средств: наречий, простых и сложных прилагательных, глаголов. к примеру, небо у тургенева «бледно-голубое», «смутно-ясное», затем оно «бледнеет». прилагательные выступают не только эпитетами, но и метафорами: «огнистое море заката», «свинцовая полоса на небосклоне», «золотые полосы».
но мастерство тургенева проявляется не только в филигранном владении словом. описание природы всегда охвачено чувством, непосредственно связано с переживаниями героев. стихия озаряет внутренний мир человека, влияет на его настроение. летом «весело пробираться по узкой дорожке», сердце трепещет весенним утром, осенью вас охватывают светлые воспоминания. показательно, что осенний пейзаж не вызывает у автора грусти: воды реки радостно мчатся, а роще легко и весело стоять голой.
тургенев постоянно олицетворяет природу. осины у него лепечут, а могучий дуб похож на крепкого бойца, который демонстрирует свою мощь красивой липе. мастерски использует писатель и запахи, упоминание о которых делает пейзаж ярче, красочней, эмоциональней. мы чувствуем свежее дыхание весны или летний воздух, напоенный медом гречихи и горечью полыни так, что голова кружится от благоухания. после грозы пахнет грибами и земляникой, зимой приятно вдыхать острый морозный воздух.
а как разнообразны и «вкусны» звуки! здесь – слабый шум ночных деревьев, лязганье косы, скрип телеги, золотой голосок малиновки и тишина леса. фыркают лошади, храпит сторож, стучит мельница, звонко лает собака, поют жаворонки.
произведение соткано из описаний лесных, луговых и степных пейзажей ранним утром, в полдень, на закате дня и при восходе луны. тургенев восторгается охотой во все времена года. такой прием позволяет автору показать ежеминутную красоту пейзажа, композиционно завершить произведение «лес и степь», а также весь сборник. получился мощный и аккорд охотничьего цикла. коротко его можно выразить словами самого автора: «свежо, весело, любо! »
В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается проблема выбора. Два человека примерно одинакового возраста и положения в обществе принимают в один момент разные решения, что приводит к большим различиям в их судьбах.
Между Петром Гриневым и Алексеем Швабриным и раньше были разногласия. Их дружба закончилась в тот момент, когда один оклеветал Машу Миронову, возлюбленную другого приятеля, главного героя. У этого поступка была причина (Алексей Иванович раньше сватался к главной героине, но получил отказ), но она не оправдывала подобного поведения. Далее Швабрин продолжал раскрываться с самой неприятной стороны, читатели узнали о его лживом и озлобленном характере. Переломным моментом же стал захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым. Швабрин перешел на сторону бунтовщиков, дав присягу их предводителю, и был назначен новым комендантом. Главный герой же отказался предавать государыню, которой клялся в верности, и его хотели казнить. Выжил он только благодаря знакомству с Пугачёвым.
На первый взгляд, решение, сделанное Швабриным, выгоднее выбора Петра Гринева. Один поднялся по карьерной лестнице, другой был на грани смерти. Но так ли это? Нет. Во-первых, Алексей Иванович поднялся нечестным путем. Он предал своё отчество и государыню, которой давал присягу, ради небольшого временного подъема. В конце концов, он был схвачен с остальными мятежниками. Стоило ли ради этого предавать свою страну и терять остатки совести и чести? Безусловно, нет. Главный герой, напротив, остался верен себе. Он не стал предателем Родины, был честен с самим собой и со всеми остальными (даже с Пугачёвым, которого следовало опасаться). Так как его помыслы были чисты, а сердце искренне, Пётр Гринев в итоге остался жив, доказал свою верность отечеству и прожил долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.
Таким образом, легкий выбор, который может привести к временному улучшению ситуации, – не всегда правильный. Скорее даже наоборот, зачастую он является неверным. Главное, всю жизнь держать своё слово, помнить о долге, поступать всегда по совести, как бы трудно это ни было. Именно такое жизненное правило доказывает Александр Сергеевич Пушкин на примере главного героя, Петра Гринева, в романе «Капитанская дочка». Это было сделано с надеждой, что читатели усвоят для себя полезные уроки из произведения и начнут жить правильней, благородней.