Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины... Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.
Большая часть первого плана картины занята не людьми, а травами, полем. Это не только композиционный приём художника, это элемент глубоко содержательный: за Русскую землю и вышли сражаться герои картины. Без неё они ничто. Вот она, та Русская земля, которая скрылась за холмом, когда войско князя Игоря ("Слово о полку Игореве") выступило в поход. "О Русская земля, ты уже за шеломенем еси!"
Отрывок из пьесы А.А.Блока "Песня судьбы": "Князь встал с дружиной на холме, земля дрожала от скрипа татарских телег, орлиный клекот грозил невзгодой. Потом поползла зловещая ночь, и Непрядва убралась туманом, как невеста фатой. Князь и воевода стали под холмом и слушали землю: лебеди и гуси мятежно плескались, рыдала вдовица, мать билась о стремя сына. Только над русским станом стояла тишина, и полыхала далекая зарница. Но ветер угнал туман, настало вот такое же осеннее утро, и так же, я помню, пахло гарью. И двинулся с холма сияющий княжеский стяг. Когда первые пали мертвыми чернец и татарин, рати сшиблись, и весь день дрались, резались, грызлись… А свежее войско весь день должно было сидеть в засаде, только смотреть, и плакать, и рваться в битву… И воевода повторял, остерегая: рано еще, не настал наш час."
ну а мое мнение:Иногда хочется быть не молодым, а просто маленьким... маленьким ребёнком без проблем и забот. Просто гулять, просто играть, просто жить. Мы не задумываемся над тем, что наши проблемы не идут ни в какое сравнение с „настоящими”, „взрослыми” проблемами... Но для нас эти проблемы — самые реальные, самые-самые серьёзные проблемы в мире. Возможно, кому-то волнующие нас вопросы кажутся глупостями, недостойными даже упоминания. Люди, которые так думают, не помнят — или не хотят вспоминать — что тоже когда-то были такими, как мы.
Были молодыми.
Молодость — это то, что каждый из взрослых людей или хранит в памяти, или старается побыстрее забыть. Почему?
Да потому, что молодым быть нелегко. Ты постоянно думаешь о том, что твои сверстники говорят о тебе, о том, почему тебя невзлюбили некоторые преподаватели, о том, что ты некрасив (или „некрасива”) по причине несоответствия общепринятым стандартам, о том, что у тебя нет чувства юмора, что ты опять сделал что-то не так, совершил очередную глупость, где-то прокололся или вообще забыл о своих обязанностях. Твой внешний вид волнует тебя гораздо больше какой-то там войны в Ираке, пропажи кандидата в Президенты или грозящей миру глобализации... Впрочем, эта самая глобализация некоторых затягивает так, что они забывают даже о своем внешнем виде, но это настолько редкие экземпляры, что когда встречаешь такого, невольно удивляешься ему. Вместо того, чтобы смотреть новости или готовиться к какому-нибудь зачёту, ты упрямо пялишься в зеркало.