Кирасирский поручик князь Ольский рассказывает почти анекдотический случай якобы своего обеда у неприятеля. Затем он обратился к молодому офицеру, который как бы и не участвовал в беседе, а только в рассеянности курил давно погасшую трубку, с рассказать свой роман. Но молодой отказывается. Его роман полон чувств, а не приключений. Он весь в мечтах о славе, богатстве и любви.
На это полковник Мечин отвечает рассказом о своей трагической любви и о дружбе, которая его от смерти и от позора.Это он делает, чтобы предостеречь от подобных ошибок молодого влюблённого офицера.
София, возлюбленная Мечина, вдруг предпочла другого и приняла его предложение руки и сердца. Мечин стреляется с соперником, долго и мучительно выздоравливает после ранения. А когда вновь видит Софию, то понимает, что потерял ее навсегда. В отчаяньи он строит планы об убийстве как соперника, так и самой коварной возлюбленной.
его участие и забота друга Владова. Он вначале пытается предупредить Мечина о том, что он выбрал "не ту" женщину, отдаёт ему медальон с портретом Софии, который проиграл в карты ее жених. Но даже её предательство не смогло разрушить любви Мечина.
Позже медальон попадает к Мечину и странным образом его от смерти, как бы по воле провидения медальон изначально должен был принадлежать ему, как и любовь Софии.
Мечина назначение на военные действия.
А позже он смог увидеть умирающую от чахотки Софию, разочарованную в своем браке и сожалеющую о потерянной любви.
Заканчивается новелла тем, что офицеры вновь готовятся вступить в сражение.
1) то же, что эпопея, а также древние историко-героические песни (напр. , былины) .
2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой) , повествование о событиях, предполагаемых в как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем) . Эпос схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность) . Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина) . До 18 в. ведущий жанр литературы. Эпос — эпическая поэма. Источник ее сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия) .
ПР˜ОЗА (от лат. prosa), устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов) . Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика) ; возникла в античной литературе; с 18 в. выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.