Задание №1. Найдите и выпишите из отрывка 1 сравнение и 2 эпитета.Морозная ночь походила на сказку, И кто-то с навьюженной снежной гряды Все время незримо входил в их ряды. Собаки брели, озираясь с опаской, И жались к подпаску, и ждали беды
1) К какому периоду относится песня? В какое время и кем она записана?
Историческая песня относится к 17 веку,времена правления царя Михаила Фёдоровича Романова.Песня относится к временам древнерусской литературе,когда автор не указывался,поэтому он неизвестен.
2)Какова основная тема песни? Какие события послужили для неё основой?
Основная тема песни-прославление царя,благодарность Богу за возвращение из плена отца царя и многих людей.При подписании договора с польским королём Сигизмундом III под Смоленском в 1611 году,Филарет был арестован,за неподписание и несогласие с условиями поляков.
3)Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения?
Лирический герой песни -Царь Михаил Фёдорович Романов,его отец был насильно пострижен в монахи и сослан Борисом Годуновым, как главный соперник на царский престол.Детали поведения-это забота о других-"он умалил"он вывез из плена многих бояр:
"С собою он вывез много князей-бояр,
Ещё он вывез государева боярина,
Князя Михаила Борисовича Шеина".
Освобождение пленников говорит о характере царя, неподкупный, заботливый и мудрый.Портрет дан общий-ждали Филарета и встречали его все,возвращение,как благо для всей Руси.
4)Имеются ли в тексте песни повторы? Какие слова (словосочетания) повторяются и для какой идеи?
Повторы усиливают смысл и делают акцент на главном,по мнению автора:"А пошли,А пети,А батюшка".Для усиления картины,автор использует параллелизм:"Не красное солнышко катилося, пошёл государь православный царь."Православный царь-постоянный эпитет,показана набожность Филарета и царя,благочестие и праведность:
"Не пошли они в хоромы царские,
А пошли оне к Пречистой соборной
А пети честных молебенов."
5)Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни?В чём они проявляются?
В песне упомянуты реальные исторический личности,описаны реальные события.Используется динамичное повествования, характерное для исторической песни,лиро-эпическая форма повествования, живая речь разговорная речь и народные взгляды на событие-всё это признаки исторической песни.
6)Какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.
Идея песни-это единение Руси,роль семьи ,как объединение семьи царя, символизирует объединение земель русских и прекращение междоусобиц княжеских.
Нынче взяток не берут. Это раньше шагу лельзя было шагнуть без того, чтобы не дать или не взять. А нынче характер у людей сильно изменился к лучшему. Взяток, действительно, не берут. Давеча мы отправляли с товарной станции груз. У нас тетка от гриппа померла и в духовном завещании велела отправить ейные там простыни и прочие мещанские вещицы в провинцию, к родственникам со стороны жены. Вот стоим мы на вокзале и видим такую картину, в духе Рафаэля. Будка для приема груза. Очередь, конечно. Десятичные метрические весы. Весовщик за ними. Весовщик, такой в высшей степени благородный служащий, быстро говорит, цифры, записывает, прикладывает гирьки, клеит ярлыки и дает разъяснения. Только и слышен его симпатичный голос: — Сорок. Сто двадцать. Пятьдесят. Сымайте. Берите. Отойдите... Не станови сюда, балда, становн на эту сторону. Такая приятная картина труда и быстрых темпов. Только вдруг мы замечаем, что при всей красоте работы весовщик очень уж требовательный законник. Очень уж он соблюдает интересы граждан и государства. Ну, не каждому, но через два-три человека он обязательно отказывает груз принимать. Чуть расхлябанная тара,— он ее не берет. Хотя видать, что сочувствует. Которые с расхлябанной тарой, те, конечно, охают, ахают и страдают. Весовщик говорит: — Заместо страданий укрепите вашу тару. Тут где-то шляется человек с гвоздями. Пущай он вам укрепит. Пущай сюда пару гвоздей вобьет и пущай проволокой подтянет. И тогда подходите без очереди,— я приму. Действительно верно: стоит человек за будкой. В руках у него гвозди и молоток. Он работает в поте лица и укрепляет желающим слабую тару. И которым отказали,— те смотрят на него с мольбой и предлагают ему свою дружбу и деньги за это самое. Но вот доходит очередь до одного гражданина. Он такой белокурый, в очках. Он не интеллигент, но близорукий. У него, видать, трахома на глазах. Вот он надел очки, чтоб его было хуже видать. А может быть, он служит на оптическом заводе, и там даром раздают очки. Вот он становит свои шесть ящиков на метрические десятичные весы. Весовщик осматривает его шесть ящиков и говорит: — Слабая тара. Не пойдет. Сымай обратно. Который в очках, услышав эти слова, совершенно упадает духом. А перед тем, как упасть духом, до того набрасывается на весовщика, что дело почти доходит до зубочистки. Который в очках кричит: — Да что ты, собака, со мной делаешь! Я, — говорит,— не свои ящики отправляю. Я, — говорит,— отправляю государственные ящики с оптического завода. Куда я теперь с ящиками сунусь? Где я найду подводу? Откуда я возьму сто рублей, чтобы везти назад? Отвечай, собака, или я из тебя котлетку сделаю! Весовщик говорит: — А я почем знаю? — И при этом делает рукой в сторону. Тот, по близорукости своего зрения и по причине запотевших стекол, принимает этот жест за что-то другое. Он вспыхивает, чего-то вспоминает, давно позабытое, роется в своих карманах и выгребает оттуда рублей восемь денег, все рублями. И хочет их подать весовщику. Тогда весовщик багровеет от этого зрелища денег. Он кричит: — Это как понимать? Не хочешь ли ты мне, очкастая кобыла, взятку дать?! Который в очках сразу, конечно, понимает весь позор своего положения. — Нет,— говорит,— я деньги вынул просто так. Хотел, чтобы вы их подержали, покуда я сыму ящики с весов. Он совершенно теряется, несет сущий вздор, принимается извиняться и даже, видать, согласен, чтобы его ударили по морде. Весовщик говорит: — Стыдно. Здесь взяток не берут. Сымайте свои шесть ящиков с весов,— они мне буквально холодят душу. Но, поскольку это государственные ящики, обратитесь вот до того рабочего, он вам укрепит слабую тару. А что касается денег, то благодарите судьбу, что у меня мало времени вожжаться с вами. Тем не менее он зовет еще одного служащего и говорит ему голосом, только что перенесшим оскорбление: — Знаете, сейчас мне хотели взятку дать. Понимаете, какой абсурд. Я жалею, что поторопился и для виду не взял деньги, а то теперь трудно доказывать. Другой служащий отвечает: — Да, это жалко. Надо было развернуть историю. Пущай не могут думать, что у нас по-прежнему рыльце в пуху. Который в очках, совершенно сопревший, возится со своими ящиками. Их ему укрепляют, приводят в христианский вид и снова волокут на весы. Тогда мне начинает казаться, что у меня тоже слабая тара. И, покуда до меня не дошла очередь, я подхожу к рабочему и его на всякий случай укрепить мою сомнительную тару. Он спрашивает с меня восемь рублей. Я говорю: — Что вы, говорю, обалдели, восемь рублей брать за три гвоздя. Он мне говорит интимным голосом: — Это верно, я бы вам и за трояк сделал, но говорит, войдите в мое пиковое положение — мне же надо делиться вот с этим крокодилом. Тут я начинаю понимать всю механику.
1) К какому периоду относится песня? В какое время и кем она записана?
Историческая песня относится к 17 веку,времена правления царя Михаила Фёдоровича Романова.Песня относится к временам древнерусской литературе,когда автор не указывался,поэтому он неизвестен.
2)Какова основная тема песни? Какие события послужили для неё основой?
Основная тема песни-прославление царя,благодарность Богу за возвращение из плена отца царя и многих людей.При подписании договора с польским королём Сигизмундом III под Смоленском в 1611 году,Филарет был арестован,за неподписание и несогласие с условиями поляков.
3)Кто лирический персонаж песни? Насколько подробно изображены его характер, портрет, детали поведения?
Лирический герой песни -Царь Михаил Фёдорович Романов,его отец был насильно пострижен в монахи и сослан Борисом Годуновым, как главный соперник на царский престол.Детали поведения-это забота о других-"он умалил"он вывез из плена многих бояр:
"С собою он вывез много князей-бояр,
Ещё он вывез государева боярина,
Князя Михаила Борисовича Шеина".
Освобождение пленников говорит о характере царя, неподкупный, заботливый и мудрый.Портрет дан общий-ждали Филарета и встречали его все,возвращение,как благо для всей Руси.
4)Имеются ли в тексте песни повторы? Какие слова (словосочетания) повторяются и для какой идеи?
Повторы усиливают смысл и делают акцент на главном,по мнению автора:"А пошли,А пети,А батюшка".Для усиления картины,автор использует параллелизм:"Не красное солнышко катилося, пошёл государь православный царь."Православный царь-постоянный эпитет,показана набожность Филарета и царя,благочестие и праведность:
"Не пошли они в хоромы царские,
А пошли оне к Пречистой соборной
А пети честных молебенов."
5)Имеются ли характерные признаки жанра исторической песни?В чём они проявляются?
В песне упомянуты реальные исторический личности,описаны реальные события.Используется динамичное повествования, характерное для исторической песни,лиро-эпическая форма повествования, живая речь разговорная речь и народные взгляды на событие-всё это признаки исторической песни.
6)Какова основная идея песни? Приведите из текста строки, слова, словосочетания, в которых идея выражена наиболее ярко, точно.
Идея песни-это единение Руси,роль семьи ,как объединение семьи царя, символизирует объединение земель русских и прекращение междоусобиц княжеских.
"А ему сдержати царство Московское
И вся земля святорусская!"