Коловерова І.Г. Сюжетно-композиційний аналіз роману Сервантеса “Дон-Кіхот”
У статті досліджуються сюжетно-композиційні особливості роману Сервантеса “Дон-Кіхот”. Аналізуються елементи композиції: вставні новели першої та другої частини, їх зв’язок з основною сюжетною лінією. Приділяється увага розподілу вставних новел на тематичні аспекти. Розглядаються типи сюжету в романі: сюжет-фабула та сюжет-ситуація. Визначений як домінуючий сюжет-ситуація. Здійснена спроба систематизувати матеріал дослідження в даній галузі сучасних літературознавців.
Ключові слова: сюжет-фабула, сюжет-ситуація, композиція, вставна новела, аналіз.
Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии. Одного Дела Раскольникова. Разумихин – русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий свои исполинские силы для поддержки ближнего своего, погибающего в поле его зрения, протягивающий руку беззаветной Дуне, Пульхерии Александровне, трогательно заботящийся о Раскольникове, даже тогда, когда узнал, что последний – убийца. Разумихин смотрит в душу каждого отдельного человека, он видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольникова можно «реставрировать» и ввести снова в круг человеческого братства, разорванный по заблуждению.
Разумихин – восторженный малый, друг и влюбленный, и он делает все, что нужно, чтобы другу и своей будущей жене.
Самоотверженность во имя счастья близко человека легко уживается со стремлением к личному счастью. Личное благополучие не может быть абстрактным, внесоциальным. Человек не может жить вне общества, и свитое им гнездо, выбранная им деятельность неизбежно носят на себе социальное клеймо, свидетельствуют о согласии с общественным укладом или протестом против него.
В Разумихине Достоевский –художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах.
Достоевский оттеснил Разумихина на вторые роли в романе, не редко для осуществления даже не сюжетных, а фабульных задач. Великая история о наполеоновской мечте, о злодеянии, страданиях и муках Раскольникова не могла завершиться счастливой судьбой торговца книгами.
Разумихин в романе противопоставляется теоретику Раскольникову, предпочитая действия пустым идеям и теориям. И Достоевский через Разумихина хотел показать свое отношение к таким проявлениям революционизма. Разумихин был введен в роман, чтобы доказать неверность пути Раскольникова.
п. с.
Образ Герасима - символ русского народа. В своем герое Тургенев показывает лучшие черты русского человека: богатырскую силу, трудолюбие, доброту, чуткость к близким, сочувствие к несчастным и обиженным.
Тургенев называет Герасима "самым замечательным лицом" из числа всей прислуги. Автор видит в нем богатыря. Герасим был одарен "необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него". Тургенев словно любуется своим героем, его силой и жадностью к труду. Он сравнивает Герасима с молодым быком и огромным деревом, которое выросло на плодородной земле. Герасим отличается аккуратностью и ответственностью к порученному делу. Он содержит в чистоте свою каморку и двор. Подробное описание каморки немого немного подчеркивает его нелюдимость. "Он не любил, чтобы к нему ходили", и поэтому всегда запирал свою каморку на замок. Но несмотря на свой грозный вид и богатырскую силу, у Герасима было доброе сердце любить и сочувствовать.
Многие из челяди побаивались грозного дворника, зная его строгий и серьезный нрав. Однако необщительный Герасим вызывает не только страх, но и уважение у дворни за добросовестный труд, терпение и доброту. "Он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и прав свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице". И у барыни Герасим вызывает не только страх, но и уважение. "Она его жаловала как верного и сильного сторожа". Немой, также как и вся дворня, побаивается старую барыню, старается ей угодить, точно исполняя ее приказы. Но оставаясь верным слугой, он не теряет чувство собственного достоинства.
Деревенскому мужику трудно живется в городе. Он лишен общения с русской природой. Немой, нелюдимый Герасим одинок. Люди избегают его. Татьяну, которая полюбилась ему, выдают замуж за другого. Он глубоко несчастен. И вот в его темной жизни появляется маленький светлый лучик. Герасим из реки бедного щенка, вскармливает его и привязывается к нему всей душой. Он называет собаку Муму. Она любит Герасима и всегда находится с ним, утром она его будит, а по ночам охраняет дом. Они становятся близкими друзьями. Любовь к Муму делает жизнь Герасима радостной.
Барыня узнает о Муму и приказывает привести ее к себе для того, чтобы развеять скуку. Но маленькая собачка отказывается повиноваться ей. Строптивая барыня, не понимая как можно ослушаться ее приказа, заставляет избавиться от собаки. Герасим пытается Муму и закрывает ее в каморке. Но Муму выдает себя лаем. Несчастный крепостной вынужден убить единственного, искренне любящего друга. Злая госпожа отнимает у Герасима самое дорогое, но не может сломить его силу духа и чувство собственного достоинства.
В судьбе Герасима Тургенев отразил судьбы многих крепостных. Он протестует против крепостного гнета помещиков. Автор выражает надежду, что "немой" народ сможет дать отпор угнетателям.