комедия н.в. гоголя «ревизор» построена не совсем обычно для комедии своего времени. в ней фактически нет экспозиции – предыстории событий, лежащих в основе художественного действия. возможно, к экспозиции следует отнести «замечания для господ актеров», но это спорно, ведь в них даны только наброски характеров героев.
комедия начинается сразу с завязки, причем в первой же знаменитой фразе городничего: «я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
страх чиновников является сильнейшей движущей силой развития действия. именно поэтому они готовы в хлестакове увидеть ревизора: ведь он «престранно себя аттестует» –живет другую неделю, из трактира не едет и денег не платит. под действием страха разоблачения чиновники и городничий услужить хлестакову, а тот так глуп, что даже не понял, откуда такое к нему усердие.
кульминацией – высшей точкой развития действия – можно считать сцену вранья хлестакова. человек низшего чина хочет занять в обществе место выше того, что он занимает на самом деле, а особенно показать это другим. и подвыпивший хлестаков врет, чувствуя себя в центре всеобщего внимания. он на вершине своей славы, даже не замечая, как провирается, как не сходятся концы с концами, он торжествует оттого, как его слушают и как ему верят.
развязкой комедии – исходом событий – является чтение письма хлестакова к тряпичкину, где открывается правда. теперь всем ясно, что хлестаков не ревизор, а его характеристики чиновников веселят всех, кроме того, кому они адресованы. все поражены: как можно было такое ничтожество принять за ревизора?
но гоголь включает в пьесу еще одну композиционную особенность: финал пьесы, так называемую «немую сцену». это появление жандарма, сообщающего о приезде настоящего ревизора, замыкает действие, снова возвращает чиновников в состояние исходного страха. это также и намек на возмездие, которое их ожидает.
мастерство гоголя-драматурга ново и оригинально, и не случайно «ревизор» – одно из сокровищ театра.
В 13 главе "арест" рассказывается о том, как Пугачёв даёт пропуск во все заставы т.е. он сможет пройти через любых разбойников и т.д. По дороге в родительский дом Пётр Гринёв и Маша перепутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. Пётр отправил Машу к Савельичу и родителям. Из-за военного долга, попросил его старый друг Зурин. И тут начались боевые действия и разбили разбойничьи планы, но Пугачёва не смогли поймать. И вот пришло наконец известие, что Пугачёва поймали.
Глава 14. "Суд" :
Гринев по доносу Швабрина был арестован, как изменник. Императрица, не стала его убивать, она учитывала заслуги его отца, но всё равно, приговорила его к пожизненной ссылке. И тут Маша решилась на отважный поступок, она решила поехать в Петербург и лично попросить императрицу о помиловании Гринёва и что он не предатель. Так сложилось, что когда она приехала в Петербург она встретила женщину (это и была сама императрица, но Маша этого не знала) и рассказала ей всё о Гринёве. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец.
Когда Маша пришла во дворец, чтобы попроситть Императрицу, то узнала в ней ту самую её утреннюю собеседницу, это была никто иная, как Екатерина 2.
Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул.
И вот так они жили долго и счастливо, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце.