1) Золотая рыбка откупалась от старика тем, чем он только пожелает.
2) Старик ловил рыбу 33 года.
3) Царица хотела отравить царевну яблоком.
4) Царь дал приказ гонцу, чтобы ждали его возвращения.
5) Чернавка призналась царице, что оставила царевну в лесу, отпустила её.
6) Свою невесту поехал искать королевич Елисей.
7) Нищая старуха даёт яблоко царевне.
8) Так королевич Елисей обращается к ветру.
9) Царица, когда сердита была на зеркало, то назвала его мерзким стеклом.
10) Гвидон в первый раз был превращён в комара.
11) Гвидон царевну Лебедь от коршуна, бывшего чародеем.
12) Старуха послала старика работать на конюшню.
религиозно-философские искания льва николаевича толстого были связаны с переживанием и осмыслением самых разнообразных философских и религиозных учений. на основе чего формировалась мировоззренческая система, отличавшаяся последовательным стремлением к определенности и ясности (в существенной мере - на уровне здравого смысла). при объяснении философских и религиозных проблем и соответственно своеобразным исповедально-проповедническим стилем выражения собственного символа веры то же время критическое отношение к толстому именно как к мыслителю представлено в российской интеллектуальной традиции достаточно широко. о том, что толстой был гениальным художником, но "плохим мыслителем", писали в разные годы в.с. соловьев, н.к. михайловский, г.в. флоровский, г.в. плеханов, и.а. ильин и другие. однако, сколь бы серьезными подчас ни были аргументы критиков толстовского учения, оно безусловно занимает свое уникальное место в мысли, отражая духовный путь великого писателя, его личный философский опыт ответа на "последние", вопросы.
Согласно определению самого автора, жанр пьесы — «фарс-водевиль в 1-й действии».
Водевиль — это одноактное легкое комедийное произведение с увлекательной интригой, анекдотическим парадоксальным сюжетом, динамичными диалогами, песнями, иногда танцами и счастливой развязкой. Все это присутствует в «Пинской шляхте».
Слово «фарс» подразумевает, что в водевиле острый юмор должен наполнятся жизненной злободневностью, реалистичностью, даже вольнодумством. Многое из этого имеется и в «Пинской шляхте».
Очевидная сатирическая направленность фарса-водевиля. Писатель, на первый взгляд, легко подшучивал над ограниченностью знати. Но за легкими шутками проступают сатирические насмешки и вскрытие типичных явлений тогдашней действительности. Даже водевильные песни в произведении — не только песни о любви, но и сатирические куплеты.