Ранее творчество Горького носит романтический характер. В произведениях этого периода он отразил свою мечту о лучшей жизни, о свободе и справедливости. В произведениях более позднего периода Горький выступает как писатель-реалист. Герои его произведений — люди, задумывающиеся над своей жизнью, судьбой. Возникает тема правды, которая особенно ярко нашла отражение в пьесе «На дне» (1902 г.) Поднимая вопрос о правде, Горький в своей пьесе пытается представить различные позиции и взгляды на эту проблему. В философском понимании правда — это нечто, несущее добро, это то, что требует слепой веры, то, что соответствует мироощущению человека. Правда утверждается словом, несущим положительный заряд. Правду можно определить так же как некий порядок, который основан на справедливости. В пьесе «На дне» раскрывается философское понимание правды. В произведении эта тема связана, прежде всею, с образами Луки и Сатина. Именно эти два персонажа ведут спор о правде и человеке. «На дне» Максима Горького — социально-философская драма. Философский вопрос, поставленный в этой пьесе, писатель сформулировал так: «Что лучше? Горькая правда или красивая ложь?» Оправдана ли ложь во Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, каждый сам определяет для себя, что же это такое, но имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. В пьесе можно выявить два уровня правды. Одна — это правда «для себя». Настя уверяет всех, что ее светлая, необыкновенная любовь в правда. У Барона правда — его былое благополучие и богатство. Клещ видит горькую правду своей жизни, своего безнадежного положения: «Работы нет... силы нет! Издыхать надо... вот она, правда!» Такая частная правда находится на уровне факта: было или не было. Правда у каждого своя, но в «правду» другого не верит никто. Барон и Бубнов смеются над Настей и ее выдумкой о любви. Но для самой Насти это — правда, в которую она верит и которая ей выжить. Эта вера в большую любовь дает ей надежду на лучшую жизнь. Но и она сама не верит Барону, когда он рассказывает о своей жизни, о том, что у него было состояние и имя. Отчасти Настя издевается над Бароном, говоря ему в отместку: «Понял, каково человеку, когда ему не верят?
Герасим символизирует угнетённый русский народ, живший под крепостным правом в царской России. Он был крепостным крестьянином и был обречён на подневольную работу всю свою жизнь. На вид Герасим был мужчина двенадцати вершков роста, богатырского телосложения. От рождения он был немой, но этот недостаток не мешал ему в деревенской работе. В деревне он работал за четверых, легко выполнял любую тяжёлую работу. Он и землю пахал, и сено косил, и зерно молотил. Когда Герасима привезли в Москву и дали ему в руки метлу и лопату, он сильно скучал. На дворе все его боялись из-за его грозного вида, а, вообще, Герасим был строгого и серьёзного нрава. Порой он был мрачен, угрюм и грозен своим внешним видом, но добр душой. Поступки Герасима являлись отражениями его характера и физической силы: как-то раз пришли два вора к ним на двор. Герасим взял и стукнул их лбами, проявив смелость и бесстрашие. С тех пор ни один вор не появлялся у них на дворе. Когда Герасим выходил во двор, то даже животные прекращали драться и вели себя степенно, боясь Герасима. Несмотря на тяжёлый характер Герасима, ничто человеческое ему было не чуждо. Он привязался к маленькой собачке, однажды им. От остальных дворовых Герасим отличался душой, присущей крестьянину, смелостью и находчивостью. Даже его природный недуг не мог помешать ему полюбить Татьяну, прачку барыни, и добиться ответного чувства. Из-за прихоти барыни Татьяну выдали замуж за горького пьяницу Капитона и Герасим не смог жениться на Татьяне и жить счастливо, но он не стал никому мстить и это является его главным отличием от остальных дворовых – его широкая и покорная крестьянская душа, принимающая свою долю как должное. Собачка Муму Герасимом, привязалась к нему и стала душевным успокоением. Барыня заметила привязанность Герасима к Муму и приказала ему избавиться от собаки: она хотела унизить Герасима и подчеркнуть его положение крепостного крестьянина. Герасим вынужден был выполнить приказ барыни, он не мог ослушаться, но не выдержал и ушёл от барыни, протестуя против её самодурства и жестокости.