Каждый человек – есть кузнец своего счастья. Зависть и подлость всегда преграждают путь к заветной цели. Этому не учат в школах, но об этом пишут практически все авторы. Шукшин не стал исключением. В своем рассказе он создает образ «провокатора» и «судьи» в одном лице – Глеба Капустина. Он считает, что раз человек чего-то смог в жизни добиться, то уж точно не своим умом и непосильным трудом. Однако сам мужчина, по сути ничего не смог для себя сделать. Он научился лишь унижать других, и то, это делает не от большого ума.
Автор не упоминает о семье Глеба, скорее всего потому, что он ее не имеет. Возможно, живы еще его родители, но и их, скорее всего он не ценит. У мужчины нет друзей, а те ребята, что с ним общаются, скорее всего, просто коллеги, ведь работы в селе не так много. Его «сомнительная слава» держит мужчину в заложниках. Она не дает ему завоевать ни почета, ни уважения. Многие уже давно поняли, что он за человек, и не хотят лишний раз иметь с ним общих дел.
Высмеивая других, мужчина порой сам становится шутом. Так вышло и в случае с Константином Журавлевым. Капустин так увлекся своими глупыми рассуждениями, что ввел кандидата в ступор. Таких глупостей, ни Журавлев, ни его супруга раньше не слышали. Они так же не поняли этого странного визита к ним в дом.
Странная сельская забава, ждет каждый раз новую «жертву». Капустин «срезает» людей, просто от того, чтобы лишний раз показать свое превосходство. Он даже не понимает, что тем самым он подчеркивает отсутствие своего интеллекта. Ведь искать недостатки в других, ждать, что человек ошибется и «упадет» - это подло.
Что же разозлило Капустина? Почему он буквально возненавидел Журавлева? ответ очевиден – зависть. Причин для этого чувства предостаточно. Глеб сам об этом упоминает в своих «душе » наставлениях. Кандидат имеет жену, дочь, он специалист в своей области, любит мать, а главное – приехал на такси. Для мужчины это становится перебором. Он не понимает, что это норма жизни для обычных людей, поэтому ведет себя дерзко и очень грубо. Но стоит Журавлеву начать общаться с оппонентом, на его «языке», как тот переходит практически на личные оскорбления и угрозы.
У всех присутствующих после такого «показательного выступления» остается неприятный осадок на душе. Возможно, кто-то уже кандидата, а возможно, так же как Капустин – позлорадствовал тому, что и этого «срезали».
Человеческая глупость – многолика. Автор показывает, какую причудливую форму она иногда принимает. Для одних неприемлемо даже подумать плохо о человеке, а для других входит в норму намеренно его прилюдно унизить. Только справедливость все же существует, и бумеранг негатива когда-нибудь вернется к «многоуважаемому» Капустину. Возможно, это будет не скоро, и он еще многих сможет «срезать».
А с другой стороны, мужчина и так уже наказан. Ведь самой главной радостью у него остается «срезать» людей, которые, в отличие от него, всего добиться в этой жизни.
В «Однодуме» еще сильней и ярче звучит мысль Лескова о том, что каждому человеку необходимо жить по общечеловеческим законам, по евангельским заповедям. Рыжов не принимал даров ни от бедных, ни от богатых. Он не делит людей на социальные группы, для него важно какой человек внутри. Поэтому Однодум ведет себя одинаково по отношению ко всем людям. Герой этого рассказа, испытав все тяготы сиротского детства, познав за время своего ученья у дьяка только самые азы грамоты, самостоятельно совершает затем восхождение к высотам духа, в котором он обретает поистине державную независимость. Особенно понравился ему пророк Исайя, его воззрения лежат в основе самого Однодума. Устами пророка Исайи высказывается мысль автора о том, что нужно веру в душе иметь и жить по честности и добру, не устраивать показного отношения к богу. «Измыйтесь, отымите лукавство от душ ваших. Научитесь добро творити …"Вся сложность жизни, у него вытеснена одной думою: жить буквально по праведным заветам – режет он правду-матку сильным мира сего. А те спускают ему все – как чудаку, юродивому. » Но с этим высказыванием Аннинского можно согласиться частично, так как Рыжов, вдохновленный высокой библейской проповедью, на скромном посту квартального делает все возможное для реализации евангельских заповедей, его доброе сердце обращено к людям. Но чем больше мы читаем этот рассказ, тем сильнее убеждаемся в том, что Рыжов живет праведно и никакой он не чудак, а самый что ни на есть правильный человек. В образе Однодума Лесков опять выражает свою идею о том, что каждый должен жить праведными заветами, должен научиться творить добро