Поэма включает в себя разные жанры: волшебную сказку с её характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение; рыцарский эпос, былинный эпос, и лирические жанры – элегия и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их. На страницах поэмы мы встречаемся с волшебником Черномором, злой колдуньей Наиной, коварными Фарлафом и Рогдаем. Все они хотят разлучить главных героев поэмы – Руслана и Людмилу. Рассказывая о нелегком пути Руслана и Людмилы к счастью, Пушкин учит нас верить в добро, любовь, справедливость, которые и торжествуют в конце поэмы. Герои стойко преодолевают все препятствия: обман и предательство, гнев великого князя Владимира и злые козни соперников Руслана. В этом им не только мудрые советы Финна и чудеса, но и личные качества.
Объяснение: Надеюсь что
Лесков показывает, что армейское начальство – это «мертвые» люди. Вся их жизнь подчинена присяге. Для них она дороже живых людей. Редкое исключение составляют такие офицеры, как Миллер. Но их не любят и ругают за «гуманизм» .
Но не только армейская жизнь пронизана несправедливостью, черствостью и злом. Жизнь в свете подчинена тем же законам. В конце рассказа писатель показывает нам это. Священник, до которого дошла история с Постниковым, подробно расспросил обо всем у Свиньина. Но и он не осудил никого из служак, не Постникова. Этот владыка отделался «мудреными» фразами. Мне кажется, он просто утолил свое любопытство, послушав о «мирских делах» .
Рассказ Лескова «Человек на часах» заставляет о многом задуматься. Человеческая жизнь дороже слов, пусть даже произнесенных и самому царю. Нужно делать то, что ты считаешь нужным и не жалеть об этом. Нужно нести ответственность за свои поступки. Нельзя терпеть несправедливость и жестокость. Нельзя превращаться в «мертвых» людей. Всегда нужно другим, быть к ним внимательным и чутким.