Повесть «Дубровский» (1832) – одно из лучших произведений А.С. Пушкина. Герои этого произведения - Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Кирилла Петрович Троекуров – сильные и незаурядные личности. Но разница между ними в том, что Дубровский и Маша - натуры благородные и чистые. Троекуров же – самодур, в котором до предела развито чувство превосходства и вседозволенности. Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей. Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд». Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова. Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком. Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы. Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».
Валентин Петрович Катаев - советско-русский писатель и прозаик. Наиболее известные повести: «Белеет парус одинокий», «Сын полка». Родился 16 (28) января 1897 года в Одессе в семье преподавателя епархиального училища. Мать будущего писателя происходила из дворянской семьи, дед по отцовской линии был священнослужителем. Младший брат был известным писателем и писал под псевдонимом Евгений Петров. Он наиболее известен по совместным работам с Ильей Ильфом. Катаев начал писать стихи еще гимназистом. Впервые его работу напечатали в 1910-м году.
В 1915-м году он оставил гимназию и поступил добровольцем в армию. Из рядовых был произведен в прапорщики, неоднократно бывал ранен. Лето 1917 года провел в одесском госпитале. За храбрость он был награжден двумя орденами. Во время службы он все время занимался литературным творчеством. Постепенно в печати стали появляться его рассказы и очерки. В столичной печати впервые был напечатан рассказ «Немчик». Своим идейным наставником и учителем он считал И. А. Бунина, с которым был лично знаком. Излечившись от ранений, Катаев снова примкнул к вооруженным отрядам. С 1919 года он в чине подпоручика служил в армии А. И. Деникина.
В 1922 году он переехал в Москву. Его фельетоны активно печатались в таких газетах как «Труд», «Гудок», и т.д. Одновременно он продолжал работать над прозой. Повесть «Растратчики» (1925) привлекла к автору внимание, как читателей, так и критиков. Вскоре, на сцене МХАТа появилась постановка по мотивам данной повести. С тех пор, писатель увлекся и драматургией. Одним из самых важных произведений в творчестве писателя стал роман «Время, вперед!» (1932), экранизированный в 1965 году. Однако широкое признание пришло к автору с появлением повести «Белеет парус одинокий» (1937). Через год появилась повесть «Я сын трудового народа».
В то же время Катаев все время работал для газет «Правда», «Красная звезда», был их военным корреспондентом за границей и оттуда печатал свои очерки. К этому периоду относится появление многих рассказов, пьес и повестей автора. Среди них «Сын полка», «Третий танк», «Синий платочек». В 1955 году писатель был назначен главным редактором журнала «Юность». В этом издательстве он смог опубликовать свой роман «Хуторок в степи» (1956) и многие последующие произведения. В. П. Катаев умер 12 апреля 1986 года.
Я думаю, повесть «Дубровский», прежде всего, заставляет нас задуматься о проблеме человеческого достоинства. Все герои произведения сталкиваются с вопросом защиты человеческой чести. Прежде всего, это касается семьи Дубровских. Ее Троекуров не только лишил родового поместья, но и покусился на дворянскую честь, достоинство своих соседей.
Мы видим, что Андрей Гаврилович Дубровский не выдержал такого унижения и умер, немного не дожив до полной потери Кистеневки. Поэтому отстаивать человеческую и фамильную честь пришлось Дубровскому-младшему. Не найдя защиты закона, который был куплен Троекуровым, Владимиру пришлось стать «благородным разбойником». Вместе с преданными крепостными он ушел в леса «вершить свой суд».
Но чистая и искренняя натура этого героя не позволила ему стать настоящим головорезом – жестоким и беспощадным. Во всей округе стало известно, что главарь разбойничьей банды справедлив и часто бывает милосерден. Кроме того, он не трогает владения самого богатого помещика в округе – Троекурова.
Как оказалось, Дубровский полюбил дочь Кириллы Петровича, Машу, и простил ради нее своего кровного врага. Маша тоже полюбила Владимира. Но эти герои не смогли быть вместе – Кирила Петрович насильно выдал свою дочь замуж за старого графа Верейского. Дубровский же не успел свою возлюбленную от брака с нелюбимым человеком.
Таким финалом, как мне кажется, Пушкин заставляет нас задуматься о том, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может рассчитывать лишь на свои собственные силы.
Однако всегда, в любой ситуации, нужно помнить о своей чести, о законах нравственности, которые превыше всего. Только следуя им, можно выйти победителем из самого страшного испытания. Именно этому и учит нас повесть Пушкина «Дубровский».